Автор Сергей Солодовник
Для упрощения предположим, что имеется вполне обоснованный с экономической и инженерной позиций план решения проблемы воды в конфликтном регионе Ферганы.
Контуры локального решения
Часть источников находится на кыргызской территории, часть — на таджикской, ну а каналы пересекают места компактного поселения и тех, и других. Конечно же, при скрупулёзном подсчёте окажется, что больше воды поступает от одних, а потребляют другие. При любом технологическом решении этот вариант неизбежен.
Главное в другом: сложное гидротехническое сооружение (ГТС) — едино, неделимо и функционировать успешно может только при неразрывности как система. То есть, очень хрупкая и уязвимая на практике выходит эта ГТС. Прежде всего, в плане поддержания стабильности и сотрудничества между двумя сторонами.
На мой взгляд, это значит, что люди в конфликтном регионе должны совместно вложиться своими деньгами, трудом и обслуживанием в эту ГТС. Причём, учитывая реалии Востока и управляемость любых конфликтов со стороны богатых местных кланов, финансовые вложения полагаю главными и фундаментальными.
Убеждён, что разрушить единую и нужную систему, в которую вложился госбюджет или региональный банк развития, весьма легко. Реалии Сердца Евразии это продемонстрировали за последние три десятилетия весьма наглядно в ходе повальной деиндустриализации.
Но вот когда и твой, и враждебный клан вложились по-взрослому в единый проект… Тогда начинаешь договариваться. И уважать интересы бывших врагов. Вот примерно такое моё оптимистическое видение.
Не абстрактное бабло победит в Фергане имеющееся зло. А совместный риск в предвкушении взаимной отдачи. Как-то так.