США теряют позиции в регионе, и виноваты в этом только они сами, пишет Aljazeera.
Пытаясь спасти ослабевающее влияние своей страны на Ближнем Востоке, государственный секретарь США Энтони Блинкен на этой неделе отправляется с трехдневным визитом в Саудовскую Аравию. Но продвижение "стратегического сотрудничества" с его коллегами из Саудовской Аравии и стран Персидского залива может оказаться нелегкой задачей.
В июле прошлого года президент Джо Байден посетил саммит Совета сотрудничества стран Персидского залива в королевстве и поклялся, что Соединенные Штаты "не уйдут и не оставят вакуум, который заполнят Китай, Россия или Иран". Но именно это и происходит.
Несмотря на возражения США, в прошлом году их региональные союзники пошли на гибридные меры: они улучшили отношения с Пекином и Тегераном и сохранили прочные связи с Москвой.
Хотя администрация Байдена публично преуменьшает значение недавнего саудовско-иранского соглашения о восстановлении дипломатических отношений, достигнутого при китайском посредничестве, она, похоже, не на шутку обеспокоена растущим китайским влиянием в богатом нефтью регионе Персидского залива и на всем Ближнем Востоке.
За последние два десятилетия США увеличили добычу нефти и газа, став практически энергетически независимыми. Возможно, нефть Персидского залива уже не так нужна США, но они настаивают на том, чтобы быть главными в регионе, чтобы в случае конфликта отрезать Китай от жизненно важных поставок энергоносителей и обеспечить их для своих союзников.
Как предупреждал Блинкен в прошлом месяце, "Китай представляет собой самый серьезный геополитический вызов, с которым мы сталкиваемся сегодня: страна, имеющая намерение и, все чаще, способность бросить вызов нашему видению свободного, открытого, безопасного и процветающего международного порядка".
Но пекинская политика на самом деле может оказаться более легкой и подходящей для политиков региона, чем демократия Вашингтона.
Влияние России на Ближнем Востоке и за его пределами также заставляет США нервничать.
Довольная их двусмысленностью и даже пособничеством России, администрация Байдена усиливает давление на некоторые ближневосточные государства, давая понять, что ее терпение на исходе. Она предостерегает страны региона от помощи России в обходе санкций и требует, чтобы они выбрали свою сторону - иначе им придется столкнуться с гневом США и стран Большой семерки.
Но безрезультатно.
Саудовская Аравия до сих пор отказывалась от просьбы США существенно увеличить добычу нефти, чтобы снизить ее рыночную цену и компенсировать эффект от западных санкций против России. Она поддерживает хорошие отношения с Москвой и медлит с поддержкой Украины. По сообщениям, "средний палец Вашингтону" наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана сделал его чрезвычайно популярным в регионе.
В прошлом году, в ответ на угрозы Байдена наказать Эр-Рияд за его предполагаемую дерзость, королевство приняло председателя КНР Си Цзиньпина для двусторонних переговоров и саммитов Китай - Персидский залив и Китай - Арабские страны. Затем Саудовская Аравия нормализовала отношения с Ираном под эгидой Китая, как раз в то время, когда Запад ужесточал санкции против Тегерана, и, явно уступая США, пошла на восстановление связей с Сирией.
Но это новое отношение к отношениям с США проявляется не только в Эр-Рияде; это региональное явление. Объединенные Арабские Эмираты, еще один союзник США, также культивируют более тесные связи с Китаем, улучшают стратегические отношения с Францией и работают над привлечением Ирана, России и Индии. Временами это происходило в ущерб отношениям с США.
Регион в целом диверсифицирует свое глобальное взаимодействие. Это хорошо видно на примере его торговых отношений. С 2000 по 2021 год объем торговли между Ближним Востоком и Китаем вырос с $15,2 млрд. до $284,3 млрд.; за тот же период объем торговли с США вырос лишь незначительно - с $63,4 млрд. до $98,4 млрд.
Шесть стран Ближнего Востока - среди них Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет - недавно попросили о присоединении к возглавляемой Китаем группе БРИКС, в которую также входят Россия, Индия, Бразилия и Южная Африка. И это несмотря на постоянно расширяющийся режим санкций, введенных Западом против России.
Конечно, Америка была доминирующей стратегической державой на Ближнем Востоке в последние три десятилетия и остается таковой сегодня. Но будет ли она таковой в следующие три десятилетия?
В регионе, где автократические режимы и широкая общественность не сходятся во мнениях, говорить "нет" Америке - очень популярная позиция, поскольку большинство считает ее лицемерной имперской державой, которая лишь на словах отстаивает права человека и демократию.
Это особенно очевидно во внешней политике США в отношении Палестины, которая твердо и безоговорочно поддерживает колонизатора и оккупанта палестинцев - Израиль.
Во время своего визита в Эр-Рияд министр Блинкен, вероятно, окажет давление на Саудовскую Аравию с целью нормализации отношений с Тель-Авивом, надеясь снизить цену, которая, по сообщениям, включает в себя ядерную гражданскую программу и серьезные гарантии безопасности.
Действия США в мире убедили арабскую общественность в том, что Америка - двуличная держава, которую следует держать на расстоянии.
Благодаря спутниковому телевидению и социальным медиа-платформам жители региона своими глазами увидели преступления США в Ираке и их унижение в Афганистане и не считают их хранителями цивилизации, не говоря уже о непобедимой державе. Баланс вмешательства США на Ближнем Востоке за последние 20 лет после терактов 11 сентября явно не в их пользу.
Неудивительно, что в ходе опроса, проведенного в 2022 году базирующимся в Дохе Арабским центром исследований и политики в 14 арабских странах, 78 процентов респондентов считают, что самым большим источником угрозы и нестабильности в регионе являются США. В отличие от них, только 57 процентов опрошенных считают в этом смысле Иран и Россию, обе из которых имеют свою долю грязной работы в регионе - от Сирии до Ирака и Йемена.
В своей метко названной книге "Великое заблуждение: Взлет и падение американских амбиций на Ближнем Востоке" бывший американский чиновник Стивен Саймон подсчитал, что США потратили около 5-7 триллионов долларов на войны, в результате которых погибли миллионы арабов и мусульман, а их общины были разрушены. Кроме того, в этих конфликтах погибли тысячи американских солдат, десятки тысяч получили ранения и около 30 000 американских ветеранов покончили жизнь самоубийством.
Поэтому не случайно, что все больше жителей Ближнего Востока (и американцев) согласны с тем, что отделение региона от Америки и, по крайней мере, некоторое отстранение Америки от региона столь же желательно, сколь и неизбежно.
Такой поворот событий будет иметь ужасающие последствия для обеих сторон и будет зависеть от того, решит ли Америка изменить свою внешнюю политику и каким образом.