Найти в Дзене
Народ Востока

Еврейский след в фильме «Три мушкетера»

Как-то раз моему начальнику подарили «костюм Боярского», а именно – большую черную шляпу и шарф футбольного клуба «Зенит». Сначала люди, которые заходили к нему в кабинет, приветствовали его словами: «Тысяча чертей!» Или говорили что-нибудь тому подобное. Но когда он снял шарф и оставил шляпу, образ изменился, и все стали говорить: «Шалом!»

Смехов
Смехов

В общем, совершенно случайно в голову мне пришло такое забавное воспоминание. И считаю это прекрасным поводом, чтобы написать о евреях в классической советской картине. Я даже удивился, что их настолько много, обычно детей Сиона в фильмах того времени немного меньше.

Вениамин Смехов – вообще очень востребованный артист, но больше всего запомнился роли мушкетера. Атос в его исполнении почти такой же, как книжный: спокойный, бесстрашный и благородный и немного следит за тем, чтобы его младшие товарищи чего не наделали. Его родители (актера, не Атоса) свободно говорили на идише, а фамилия происходит от слова «смиха» – так называли документ, выдаваемый ученикам иудейских духовных школ.

Марк Розовский написал сценарий к этому фильму. Мы привыкли воспринимать его, как очень вольную экранизацию книги Дюма, но это не совсем так. Советские кинематографисты сняли картину по мотивам водевиля, который уже много лет успешно шел в театрах страны. Настоящая фамилия этого человека Шлиндман, а Розовским он стал, когда был усыновлен отчимом.

Розовский
Розовский

Композитор Максим Дунаевский, сын куда более известного композитора Исаака Дунаевского, написал музыку к этой ленте. Надо полагать, это была непростая задача, поскольку песни там звучат часто.

Советский актер Александр Трофимов очень достойно исполнил роль кардинала Ришелье. Хотя, конечно, он не является героем нашего блога. А вот куда более известный артист Михаил Козаков озвучил его персонажа, подарил ему свой голос. И он как раз является евреем.

Владимир Долинский, который, вообще-то, хоть и в эпизодических ролях, но появлялся в самых известных советских фильмах, исполнил роль одного из судейских, которых направили в дом Бонасье, дабы арестовать проштрафившегося д’Артаньяна. Но это не его, а его товарища затем побрил мушкетер))

Леонид Каневский отлично изобразил на экране домовладельца Бонасье. С одной стороны, это далеко не самый главный персонаж. Зато он очень ярок – что в фильме, что в книге: немного хитрый, немного жадный, не очень умный, но почему-то привлекает внимание. Как говорится, галантерейщик и кардинал – это сила))

Каневский
Каневский

Владимир Балон (на иврите – «владелец бани» или «тот, кто ждет») в юности стал чемпионом СССР по фехтованию. А затем в советском кинематографе работал каскадером и постановщиком трюков. Балон вообще был ответственным в «Трех мушкетерах» за все, что касалось фехтования. Не удивительно, что ему доверили сыграть главу отряда гвардейцев и любимца кардинала де Жюссака, которого победил молодой гасконец, недавно приехавший в Париж из своей родины.

Артист балета, а впоследствии педагог Юлий Плахт отвечал в картине за постановку танцев. А поскольку там танцуют почти каждый раз, как поют, по всей вероятности, это была непростая задача. Профессиональный каскадер и мастер спорта по фехтованию Иосиф Кринский был одним из гвардейцев кардинала. Юрий Ряшенцев (Якобсон) писал стихи еще к театральной постановке, по которой, собственно, и снимался фильм. А потому его пригласили и в саму картину, и хороших песен там много.

Плахт
Плахт

В самом конце скажу, что директором картины, то бишь, главным администратором, стал Михаил Бялый, который тем же самым занимался очень во многих советских фильмах.