Найти тему

Философия денег. Часть 1.

Автор Глеб Андреев

Говорят, что счастье не в деньгах. Но в современном мире они будто бы стали главной ценностью: все думают, как заработать побольше, куда инвестировать, а рэперы, которые уже заработали все деньги мира, посвящают своим миллионам любовную лирику. Но что на самом деле скрывают деньги? И есть ли у денег своя, особая философия? Ответы в этом материале.

Ценность

Почему футбольный мяч, на котором расписался известный игрок, становится в разы дороже, хотя, казалось бы, теряет товарный вид? Или почему, например, нельзя заменить потерянную любимую игрушку ребенка точно такой же по той же цене? Дело в том, что цена и ценность — разные вещи, и они не всегда связаны.

Цена — это количество денег, за которое продавец готов расстаться с товаром. Но чтобы покупатель ради этого товара расстался с деньгами, он должен понимать его ценность.

Возьмем, например, книгу. Ее цена в магазине одинакова для всех, кто захочет ее купить, — например, 10 сантиков. У букиниста она будет стоить дешевле, потому что ее уже кто-то читал, загибал уголки и оставлял пометки: здесь вы сможете ее купить за 5 сантиков. А вот если уголки загибал не кто-нибудь, а какой-то великий человек, ценность книги, наоборот, возрастет, и цена тоже взлетит: всем интересно, что там писал на полях, допустим, Пушкин.

Но предположим, что книгу вам подарил близкий человек. На вторичном рынке она будет стоить те же 5 сантиков, но вам она очень дорога, и вы не продадите ее ни за 5, ни даже за 50 сантиков. Эта книга — символ вашей дружбы и напоминает вам о событиях, у которых нет объективной цены. Дарственная надпись делает книгу ценной для одного человека и просто товаром, бывшим в употреблении, для всех остальных.

Из-за чего так происходит? Почему одни вещи мы ценим больше, чем другие? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к труду немецкого философа и социолога Георга Зиммеля «Философия денег».

Зиммель полагал, что наша душа обитает в мире ценностей, в котором постоянно происходит оценка действительности: любое переживание, вещь, явление маркируются как «приятное» или «неприятное». Мы постоянно судим об объектах, и между нами возникает связь: мы наделяем все вокруг определенными свойствами. Среди этих свойств возникают и ценности — такие объекты, которые вызывают в нас тягу обладать ими. И чем труднее объект заполучить, тем сильнее тяга.

Заполучить больше знаний по экономике очень просто: для этого нужно всего лишь ознакомиться с нашим курсом «Главное об экономике: деньги, благополучие, неравенство».

Получите бесплатный доступ к этому курсу на 7 дней по промокоду DZEN.