Талантливый деспот Григорий Мясоедов.

Григорий Мясоедов стоял у истоков Товарищества передвижных художественных выставок. Именно ему принадлежала сама идея нового объединения художников, он же написал и проект его Устава.

Автопортрет Г.Мясоедова
Автопортрет Г.Мясоедова

Мясоедов родился в семье мелкопоместного дворянина в 1834 году. Обучался в Орловской гимназии, где рисование преподавал И. А. Волков, ранее учившийся в Петербургской Академии художеств. Мясоедов мечтал продолжить художественное образование в Петербурге, но отец был против. Тогда Григорий, не окончив гимназии, просто сбежал из Орла в Петербург и поступил в Академию художеств . Это случилось в 1851 году. Лишь через пять лет отец Мясоедова нашел в себе силы смириться с выбором сына и восстановить с ним отношения.

В Академии Мясоедов познакомился с Иваном Крамским, ставшим позже за-чинщиком «бунта» в Академии и основателем первой независимой художнической «Артели». В 1861 году Мясоедов получил золотую медаль Академии, а также был награжден за картину «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» правом на шестилетнюю заграничную стажировку. Тогда же художник женился на дочери тульского помещика Елизавете Кривцовой. За границей он провел в общей сложности чуть менее пяти лет. Объехав Германию, Мясоедов в августе 1863 года посетил Международную выставку в Брюсселе, где его более всего заинтересовало то, что организацией выставочного процесса занимались сами живописцы. В 1866 году Мясоедов стал писать в Академию с просьбой сократить срок заграничной стажировки. Под предлогом болезни отца он возвращается на родину, правда лишь на год. В 1867 году Мясоедов обосновался во Флоренции. Наконец, в конце 1868 года ему разрешили досрочно завершить стажировку.

«Земство обедает» Г.Мясоедов.
«Земство обедает» Г.Мясоедов.

Домой Мясоедов вернулся мыслью о новом независимом (прежде всего, от Академии) объединении художников. Бурная организационная деятельность, развернутая Мясоедовым в Москве и Петербурге, вскоре принесла свои плоды - в 1870 году министерство внутренних дел утвердило Устав Товарищества передвижных художественных выставок. А в ноябре 1870 года в столице открылась Первая выставка Передвижников.

Групповая фотография Передвижников. Г.Мясоедов сидит третий слева.
Групповая фотография Передвижников. Г.Мясоедов сидит третий слева.

Руководителем Товарищества Мясоедов не стал, но был самым яростным защитником идей «народного искусства». Сказался тут и его бойцовский характер - если ему где-то чудилась измена «направлению», то доставалось всем, без скидки на звания и заслуги. Известно, как бушевал Мясоедов в 1880 году на Восьмой передвижной выставке перед картинами В.Васнецова «Ковер-самолет» и «После побоища Игоря Святославича с половцами», требуя снять эту «мертвечину», топая ногами и крича: «Мы - серьезное общество, а нам сказочки для штанишек с помочами предлагают!» Крамскому еле удалось отстоять эти картины.

Портрет Г.Мясоедова кисти И.Репина
Портрет Г.Мясоедова кисти И.Репина

Еще один интересный факт: голова Ивана Грозного на картине Репина «Иван Грозный убивает своего сына» написана с Мясоедова. Репин выбрал его в качестве модели, потому что больше ни у кого не нашел такого «зверского лица».

«Иван Грозный убивает своего сына» фрагмент картины. Автор И.Репин.
«Иван Грозный убивает своего сына» фрагмент картины. Автор И.Репин.

Близким художника также было тяжело находить с ним «общий язык». С первой женой Елизаветой Михайловной Мясоедов расстался, а в 1880 году женился на художнице Ксении Васильевне Ивановой,которая родила ему в 1881 году сына Ивана. Совсем маленьким отец оторвал Ваню от матери и отдал на воспитание в семью пейзажиста-передвижника А. Киселева. «Воссоединиться» им он позволил лишь через восемь лет,когда купил усадьбу в полтавском предместье Павленки. Там они с тех пор все вместе и жили. При этом Ксению Васильевну Григорий Григорьевич «рекомендовал» сыну не как мать, а как кормилицу. Откуда такие странные фантазии - не вполне понятно. Но вполне понятно почему сын не испытывал тёплых чувств к отцу.

«Косцы» Г.Мясоедов.
«Косцы» Г.Мясоедов.

Впрочем, не только в семейной жизни было не спокойно. После 80-х годов 19 века в Товариществе начался раскол. Молодые живописцы явно охладели к «критическому направлению». Ярошенко ( он был главой Передвижников на тот момент) и Мясоедов не придумали ничего лучше, как организовать своеобразную цензуру в виде «предварительного жюри» для просмотра представляемых на выставки произведений и создать Совет Товарищества из пяти человек, по сути упраздняющий демократическую процедуру принятия новых членов. Все кончилось тем, что в 1903 году талантливая молодежь покинула Товарищество,образовав влиятельный Союз русских художников.

Старость Мясоедова была печальной. Его преследовали тяжелые депрессии. С сыном отношения совершенно разладились. В декабря 1911 года художник умер в Полтаве, завещав похоронить себя в собственной усадьбе. В 1919 году, уезжая из раздираемой Гражданской войной страны за границу, Иван Мясоедов уничтожил все эскизы и всю переписку своего отца.

Вопрос к редакции,почему  на обложке журнала картина в отзеркаленном варианте…
Вопрос к редакции,почему на обложке журнала картина в отзеркаленном варианте…

«50 художников. Шедевры русской живописи. Мясоедов» . Выпуск N°51, 2011 год, издательство «Deagostini».