Процесс познания мира включает взаимодействие человека с объектами окружающей среды. Интересные и значимые объекты, как правило, исследуются более углубленно. С целью детального изучения различных элементов применяется систематизация. Так, например, чтобы быстрее запомнить алфавит, символы группируются по каким-либо признакам.
В скандинавском алфавите (Футарке ) 24 Руны. Их разделяют на 3 эттира (атта). Такое группирование облегчает изучение символов и определение их взаимосвязей. Хотя есть мнения (Кеннет Медоуз), что деление древней азбуки на 3 части осуществлялось с целью шифрования.
3 атта определяют очередность Рун и описывают логическую закономерность смены состояний вселенной, нашего мира и человека.
Слово «атт» означает «восемь». В каждом атте по восемь Рун.
Сегменты футарка именуются по названию первых рун каждого из них и соотносятся с богами скандинавского пантеона. Группы рун отмечаются как атт Фрейра, атт Хель (Хеймдаля), атт Тюра.
Первая группа Рун – атт Фрейра. Это бог плодородия и в данной системе он определяет физический план. Руны первого атта аккумулируют энергию и отвечают за ее преобразование. Это начальный этап творения нашего мироздания.
Первый атт описывает процесс появления первых существ в мировой бездне Гиннунгапап. Так, в результате взаимодействия двух противоборствующих сил, представленных двумя мирами – Муспельхеймом и Нифльхеймом родилась корова Аудумла. Она представляет первое воплощение Богини-матери. Аудумла вскормила его своим молоком почти одновременно появившегося с ней великана Имира. Когда великан уснул, его испарина породила двух разнополых детей. От них произошел род великанский. После этого Аудумла вылизала из большого куска льда Бури. Так родился первый ас, предок бога Одина. Через некоторое время, появившиеся асы приняли участие в процессе творения. Они убили великана Имира и сотворили из его тела землю и небо. День и ночь стали сменять друг друга, на небосводе появились солнце и луна. Асы Один, Лодур и Хенир создали из деревьев первых людей Мидгарда. Их назвали Аском и Эмблой. На данном этапе процесс творения был завершен.
Руны, описывающие процесс творения: Феху, Уруз, Турисаз, Анзус, Райдо, Кано, Гебо, Вуньо.
Феху и Уруз - пара жвачных животных, которые отражены в образе коровы Аудумлы;
Турисаз – великаны, которые произошли от Имира;
Анзус – Один, родившийся от Бури;
Райдо - движение земли вокруг солнца, определяющее смену дня и ночи;
Кано – небесные светила;
Гебо – дар жизни Аску и Эмбле;
Вуньо – радость и удовлетворение от проделанной работы.
Второй атт считается аттом Хеймдаля, но я связываю его с богиней Хель. Её сущность, по моему мнению, наиболее соответствует энергиям Рун этой группы. Правительница Хельхейма отвечает за мудрость, трансформацию, умирание старого и ненужного.
Первые три Руны атта олицетворяют трёх норн, богинь судьбы, определяющих прошлое, настоящее и будущее.
Руны атта Хель определяют совершенствование первого этапа творения, добавляют идею жизни и смерти, рождения и преобразования. На данном этапе происходит рождение миров и установление связей между богами и людьми.
Один совершил самопожертвование, пригвоздив себя к древу Иггдрасиль ради получения тайных знаний, попал в царство мертвых и воскрес обновленный и изменившийся. Желая обрести мудрость, верховный ас отдал свой глаз великану Мимиру и испил из его колодца. Соединившись с вёльвой Один стал отцом валькирий, задачей которых стал отбор павших воинов на поле боя.
Руны второго атта: Хагалаз, Наутиз, Иса, Йера, Эйваз, Перт, Альгиз, Соул.
Хагалаз – норна Урд, олицетворяющая прошлое;
Иса – норна Верданди, определяющая настоящее;
Наутиз - норна Скульд, представляющая будущее;
Йера – цикличность процессов;
Эйваз – самопожертвование Одина и его путь в Хельхейм;
Перт – великан Мимир, позволивший Одину испить из колодца мудрости и взявший в уплату за это глаз;
Альгиз – валькирии, помощницы Одина;
Соул – становление сознания.
Третий атт принадлежит богу Тюру. Бог войны и закона позволяет целенапрaвленно действовать, выбирать себе Судьбу. Руны этого атта описывают утвержденную действительность и завершение этапа творения. Здесь отражается идея борьбы и новых достижений, многообразие человеческих образов.
В данный период творения стали совершенствоваться орудия сбора урожая и охоты, появилось земледелие, одомашнились животные, возникли науки, сформировались магические традиции, образовались структуры власти.
Завершающая фаза - апокалипсис. Многое рушится, но часть мира сохраняется. Из оставшейся части возрождается нечто новое и усовершенствованное.
В третьем атте представлены Руны: Тeйвaз, Бepкaнa, Эвaз, Maннaз, Лaгyз, Ингyз, Дaгaз, Отила.
Тейваз - общественное понятие о правлении массами и справедливости;
Беркана - растениеводство, земледелие;
Манназ - самоосознание, развитие логического мышления;
Эваз - езда, перемещение в пространстве с помощью прирученных, одомашненных животных;
Лагуз - период зарождения чародейства, ворожбы;
Ингуз - божественное начало, устойчивая система, продажные органы власти;
Дагаз - крушение мироздания и зачатки формирования нового;
Отила - возрождение.
Каждый исследовать понимает эттиры по-своему: кто-то рассматривает систему как процесс создания собственного мира, в котором пpoсxoдит paзвитиe и peaлизaция личности; кто-то увидел в рунических рядах некий шифр; а кто-то наблюдает в структуре процесс творения материального мира.
С моей точки зрения атты, как сегменты системы являются фазами акта творения и становления Вселенной.