«Поверх всех вещей лежала разрезанная на несколько кусков лыжная палка, на ней, повидимому был укреплен северный конек палатки» - Брусницын (протокол допроса Брусницина).
«В палатке мы обнаружили лыжную палку, от которой был отрезан верхний конец по аккуратному концевому надрезу и еще один надрез был сделан» - Лебедев (протокол допроса Лебедева).
Современные версии предусматривают различные объяснения тому, откуда в палатка группы Дятлова оказалась разрезанная лыжная палка. В некоторых интерпретациях ее наличие приводится в качестве доказательства присутствия в ней посторонних лиц до начала поисковых работ. Другие версии интерпретируют обрезанную лыжную палку как способ удержания конька палатки. Но так ли это? Существуют ли иные и более простые объяснения появлению обрезанной/сломанной лыжной палки в палатке?
В первый день обнаружения (26 февраля), Шаравин и Слобцов, обнаружив палатку, откапывают ее, разрубая снег ледорубом, извлекая из палатки несколько предметов, в том числе флягу, распитую в поисковом лагере. На следующий день, Шаравин и Коптелов, возвращают уже пустую флягу в палатку (о которой затем говорит Темпалов, введенный в заблуждение, полагая, что никто до него к палатке не подходил, предполагая, что спирт выпили погибшие туристы – протокол допроса Темпалова) а затем спускаются вниз – к кедру, совершая новую находку – тела Дорошенко и Кривонищенко: «Флягу, уже пустую, мы вернули в палатку 27-го, а остальное - это дневник и деньги, возможно, возвратили следователю».[1],
В этот же и следующий день, палатку откапывали поисковики, которые отмечали следующее:
Брусницын: «следующее утро 27 продолжали поиски с собаками. Остальные, разобрав палатку, начали прощупывать лыжными палками снежного покрова высоты». Далее – по тексту протокола: «Снег выбирали при помощи лыж и лыжных палок. После переписи прокурором г. Ивделя имущества группы, мне и М.Шаравину было предложено собрать вещи и транспортировать их к месту посадки вертолета».
- 26 февраля Слобцов и Шаравин (протокол допроса Слобцова, постановление о прекращении УД) обнаруживают палатку группы Дятлова, откапывают ее и частично изымают вещи. Лыжной палки сломанной/обрезанной они не отмечают.
- 27 февраля Шаравин и Коптелов, побывав у палатки, спускаются вниз с целью выбрать место для лагеря, обнаруживают тела Кривонищенко и Дорошенко. Другие же поисковики преимущественно заняты прощупыванием склона в поисках тел погибших. Изъяв лыжные палки из системы крепления палатки, поисковики используют их в качестве щупов на склоне;
- 27 февраля согласно протоколу допроса Брусницина: «Оперативная группа с собаками в это время обследовала палатку». Для взятия следа собаками, поисковики частично используют вещи из палатки. Полностью палатка не разбирается, так как Брусницин поясняет: «Наша группа и две прибывшие группы Карелина и капитана Чернышова в этот день в поисках не участвовали. Все были заняты транспортировкой имущества с перевала в долину Ауспия, где было решено организовать лагерь» ;
Протокол допроса Атманаки: «27 февраля в первой половине дня группа туристов с проводниками служебных собак, которые сразу ж включились в работу. Вечером того же дня три группы, за исключением группы альпинистов, которая была снята днем позднее, собрались в верховьях Ауспии, где разбили базовый лагерь и централизовали свою деятельность. 28 февраля весь личный состав за исключением дежурных и нескольких человек, оставленных для заготовки дров и дооборудования лагеря ушли за перевал на поиски. Часть людей вместе с прокурором г. Ивделя отправилась к палатке для разборки вещей и составления акта. На это ушел целый день»
Сульман передает Масленникову 27 февраля (08 ч 45 минут): «Постарайтесь догнать на оленях или лыжах ушедшую группу для разбора палатки до прибытия собак»
27 февраля Масленников в радиограмме (17 ч 45 минут) сообщает: «Сульману: Палатку осмотреть не успели вероятно все были завалены снегом тяжелыми продуктами» (радиограмма, материалы УД лист 149)
Исходя из протоколов допросов, радиограмм следует, что 27 февраля, палатку не разобрали, осмотреть ее не успели, однако подняли ее из снега и извлекли из под нее лыжи, а также и лыжные палки.
28 февраля – поисковики разбирали палатку (радиограмма из материалов УД: «Пока никого больше обнаружить не удалось, раскопали палатку разобрали их вещи в палатке Дятлова сейчас составляют протокол»), и к тому времени, лыжные палки уже были задействованы при прощупывании склона.
На фотографии места палатки, в кадр попадают лыжные палки, одна из них с оторванной «лапой», которая также лежит рядом.
Показательно, что 26 февраля никакой сломанной/обрезанной лыжной палки не отмечал ни Слобцов, ни Шаравин, тем более, лежащей «поверх всех вещей» Из протокола (от 20 апреля 1959 года) допроса свидетеля Лебедева В. А.: «В этот день, разобрав часть палатки, мы, собрав все вещи в одеяло, положили их в палатку, чтобы на следующий день произвести разбор палатки в присутствии прокурора» Сам Лебедев в протоколе допроса указывает: «В этот день мы решили не разбирать вещи из палатки». Лебедев не может иметь ввиду – 26 февраля, так как в тот день никого у палатки, за исключением Слобцова и Шаравина не было, а последние вернулись в лагерь вечером, и о разборе палатки 26 февраля никакой речи быть не могло. Карелин В.Г.(участник поисковых работ) в воспоминаниях прямо указывает: «Убежден в том, что первоначальное положение палатки и всех вещей могли видеть только Слобцов и Шаравин. Но у них не было фотоаппарата и они не зафиксировали исходное положение палатки и вещей каким-то описанием. Далее положение и состояние палатки и вещей неоднократно изменялось до момента, зафиксированного 28 февраля известными фотографами».[2]
Таким образом, если отследить действия поисковиков в совокупности, выясняется, что первоначальный осмотр палатки не выявил никаких фрагментов лыжной палки, и лишь после того как поисковики начали прощупывать склон лыжными палками, фрагменты одной из них были обнаружены внутри палатки, причем поверх остальных вещей.
Варианты объяснения:
-состояние разрезанной/сломанной лыжной палки является следствием действий поисковиков – лыжные палки дятловцев были задействованы при прощупывании склона, и такое использование лыжных палок в качестве зондов, привело к поломке одной из них. Так же вероятно, поисковик, сломав палку, просто срезал торчащие щепки, используя ее в качестве щупа, а затем к моменту осмотра вещей и их описи Темпаловым, все лыжные палки были возвращены к палатке, в том числе и сломанная. Также возможно сооружение «саней» из лыж и лыжных палок для транспортирования тел к вертолетной площадке;
- лыжная палка разрезана для поднятия конька палатки поисковиками (предположительно группой Чернышева), с целью обзора и осмотра вещей внутри нее Темпаловым. Брусницин также отмечает, что «все завалено ("сухим"? - слово неразборчиво) слежавшимся снегом, кроме южного конька, укрепленного на лыжной палке и привязанным за пару лыж» - протокол допроса Брусницина.
Слобцов и Шаравин указывали, что лыжи к коньку привязаны не были, и на них не было оттяжек, и никто, кроме Брусницина – не указывал на привязку конька к лыжам, что косвенно может свидетельствовать о том, что конек закреплен уже поисковиками, после обнаружения палатки Слобцовым и Шаравиным и частичного разбора палатки.
[1] Http://samlib.ru/p/piskarewa_m_l/sharavin.shtml
[2] http://samlib.ru/a/aleksej_parunin/wgkarelinotwetynawoprosy2013g.shtml