Филолог-эксперт рассказала о «священной войне» и русской идее»
На минувшей неделе я побывала на лекции у третьекурсников в одном из ведущих столичных педагогических ВУЗов. В аудитории сидели будущие инженеры человеческих душ. Через несколько лет все они пойдут в школы учить наших детей «разумному, доброму, вечному». Я слушала выступление лектора и пыталась почувствовать, насколько будущие молодые специалисты понимают суть этих трех необъятных понятий. Во второй части занятия посыпались вопросы. Признаться, многие из них заставили меня вздрогнуть: «А что для русских значит «воевать»?», «За какие ценности мы сегодня сражаемся на поле битвы?»Я представила себя на месте лектора, понимая его огромную ответственность в раскрытии подобной темы. Но педагог выполнила свою задачу блестяще.
Позже выяснилось, что тема войны и русских — была и остается для нее объектом долгих исследований. И после занятий уже я забросала лектора вопросами. Мы переместились в свободный класс и увлеклись беседой, пока за окнами не стемнело. И уборщица, гремя ведрами, не выпроводила нас к выходу. Но все было не зря. На суд читателя представляю интервью с кандидатом филологических наук, сотрудником международной научно-исследовательской лаборатории «Фундаментальные и прикладные исследования аспектов культурной идентификации» Нижегородского государственного лингвистического университета Митиной Евгенией Александровной.
- Евгения, вы тесно общаетесь со студентами. Как они воспринимают действительность?
- О грустном, конечно, не хочется говорить. Но — придется. Вспомните апрельский теракт в Питере, когда погиб военкор Максим Фомин (он же блогер Владлен Татарский). Эти событияеще раз наглядно показали, что невозможно сохранить мирную жизнь, питая о ней иллюзии. Наша молодежь, да и люди постарше пытаются сегодня отчаянно хвататься за иллюзию, что прежняя жизнь может вернуться! НО ОНА НЕ ВЕРНЕТСЯ НИКОГДА! И чем раньше мы это поймем, тем проще нам будет вернуться к по-настоящему мирной жизни. Ведь то, что происходит сегодня на фронтах — это не просто война. Это - ГРАЖДАНСКАЯ война и не только на Украине. С начала СВО прошло больше года, но до сих пор это понимают, увы, не все.
- Как это объяснить?
- К сожалению, в каждом обществе невелик процент мыслящих людей. Среди молодежи таких тоже немало. У большинства напрочь отсутствует способность критически мыслить. Такие люди и становятся жертвами информационных манипуляций. Есть даже определенные категории граждан, которые обязательно попадают в ряды подобных жертв. Во-первых, это те, кто не способен выстроить хронологию длящихся в определенном периоде событий из-за короткой памяти. Во-вторых, это - малообразованная часть населения. Их знания настолько поверхностны, что они легко поддаются внушению и готовы проглотить любую наживку в виде откровенного бреда «властителей дум». В-третьих, это люди, не умеющие терпеливо ждать. Им нужно сразу все и сейчас. Они внушаемы теми, кто обещает им быстрый результат. Но ведь то, что дается легко, - ничего не стоит. А ещё есть люди-авантюристы, ура-патриоты, нигилисты, все жизнь критикующие «плохую» власть и те, кто решает свои шкурные дела, пользуясь ситуацией. Всех этих людей я называю «обманувшимися». И, по большому счету, они наносят вред обществу, пребывая в таком своем «неблагоразумии»: совершают глупые поступки, а порой умудряются занять высокие должности. И самое страшное в этом - их «волевые» решения и последствия этих решений. А ведь кому-то из таких ещё и удается повести за собой людей. Заканчивается все это печально. Обычно заходом в тупик и разочарованием. Но прежде «обманувшиеся» успевают наломать дров.
- Есть примеры?
- Да они вокруг нас. Например, у всех на глазах сейчас добивают украинскую православную церковь (УПЦ). Сложилась абсолютно дикая ситуация. Ведь все эти храмы УПЦ строились на исторической земле Малороссии, населенной украинской ветвью русского народа. Часть сегодняшних украинских политиков родом именно оттуда. Почему они молчат?! Как можно отрицать свое «я»?! Ведь именно сейчас как никогда архиважно сохранить христианские ценности, которые включены в систему национальных ценностей. Не так давно именно на этом заострил внимание Патриарх Кирилл в своем выступлении в Храме Христа Спасителя.
- Вы имеете в виду его речь на Божественной литургии в апреле?
- Да. Он тогда сказал важнейшие слова о том, что наступает момент истины. Что коллективным Западом ставилась задача взять нас голыми руками. Без всякой войны, втянуть в свой мир и навязать свои ценности. Но они противоречат нашим ценностям. И мы обязаны сохранить свою самобытность, веру, иначе Россию сотрут с лица земли.
- Так Запад давно точит на нас зуб.
- Конечно! То, что происходит сейчас, очень точно описал почти 170 лет назад Федор Иванович Тютчев, который был еще и блестящим дипломатом. «Давно уже можно было предугадать, что эта бешеная ненависть, которая тридцать лет, с каждым годом все сильнее и сильнее, разжигалась на Западе против России, сорвется же когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал. России просто-напросто предложили самоубийство, отречение от самой основы своего бытия, торжественного признания, что она не что иное в мире, как дикое и безобразное явление, как зло, требующее исправления…Больше обманывать себя нечего – Россия, по всей вероятности, вступит в схватку с целой Европой». А написал это Тютчев ещёнакануне Крымской войны. Россия и сейчас вступила в схватку с Западом. И эта схватка в своей основе – идейная.
- Что значит «идейная»?
- Само понятие «русская идея» сформировалась аж в XVI веке! Она получила свое воплощение в форме государственного устройства. Православная монархия стала олицетворением того, что понималось под «русской идеей» в те времена. Например, христианский философ Петр Чаадаев в своем «Философском письме» впервые задался вопросом о предназначении русского народа: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку,— мы — народ исключительный». Кстати, сам термин «русская идея» впервые употребил Федор Михайлович Достоевский в 1860 году. А философ Арсений Гулыга давал ему вполне четкое определение: «Русская идея Достоевского — это воплощенная в патриотическую форму концепция всеобщей нравственности». Вспомните, о чем не так давно говорил современный философ Александр Дугин: «Вы ищите русскую национальную идею? Ищите её в сегодняшнем Донбассе! Она там; в окопах и на блокпостах, среди разрушенных домов и шахт, в подвалах, где прячутся старики и дети. Борющийся Донбасс – наша «национальная идея», наш светоч, наша надежда. Там – обнажённая и, к сожалению, кровавая правда о «Русской идее», вытекающая из русского духа. Другой у нас нет и, видимо, не будет никогда; враги не дадут. Вы скажете, русская идея слишком жестокая и кровавя, – да, так, но другой не оставили нам наши враги. Остаётся, либо победить, либо сгинуть».
Все это - пища для размышления думающему человеку. Сейчас ведь вопрос стоит не просто о том, освободим или не освободим какие-то территории. Это вопрос намного глубже : «Быть или не быть русскому народу, русской цивилизации, русскому миру, русским вообще?» Поэтому на передний план сейчас вышел основной мотив – мотив «священной войны».
- Судя по глубине значений двух слов «священная война» - это ведь очень длительный процесс?
- А вы знаете, что впервые в истории понятие «Священная война» появилось в Древней Греции. Историки выделяют в то время четыре Священных войны. Это войны, в которых один союз племен или городов защищал святилище своих божеств от другого союза. Священными войнами также называются религиозные конфликты между приверженцами разных верований, когда одни считают их бога главным и единственно истинным. А другие придерживаются иного взгляда на этот вопрос, отрицая того бога и противопоставляя ему своего. Это особые войны, когда враг посягает на самое святое: веру, святыни, на саму душу народа. Тогда в войну вступает не только армия. Её ведет народ, который ищет опору в Боге. В православной культуре в глубинном понимании священная война - это народная война за божественное начало в человеке против начала дьявольского. Подобный взгляд на войну показан в книге святителя Николая Сербского «Война и Библия». Сербский находит духовные корни войн, их течений и исходов. Он раскрывает причины и последствия войн: войны допускает Господь для исправления согрешивших людей и приведения их к покаянию. Победа же достается тем, кто исполняет заповеди Божии. «Божия война - это всегда битва за правду против ужаса лжи. В такой войне оправдано убийство и считается заслугой быть убитым».
- То есть религия и война - вещи вполне совместимые?
- Они взаимосвязаны. В православном мировоззрении в традиционном понимании священная война воспринимается как борьба народа за свободу и независимость своей страны в прямой связи с верой. С верой в то, что только при независимости и свободе возможно сохранение народом своей национальной идентичности. То есть, кроме значения «святой, божественный» термин священный имеет здесь значение «благородный», «возвышенный», «неприкосновенный», «важнейший». Николай Сербский в своей книге отмечает, что захватническая война для православных христиан не только недопустима. Она подлежит осуждению. В то время как война оборонительная, освободительная – благословенна. Сербский напоминает, что в Ветхом Завете иногда говорится о «Божией войне». Бог предстает в ней могущественным орудием в руках праведников. Кстати, многое из того, что описано в работе святителя Николая Сербского, созвучно идеям полководца Александра Суворова. Он изложил их в своей книге «Наука побеждать». Идея священной войны характерна для русской культуры. О ее православной основе писали многие исследователи - Сергей Аверинцев, Павел Флоренский, Николай Лосский и другие. В русской культуре имя священная война приобретает свое смысловое наполнение.
- В чём его особенность?
- Это не просто борьба народа против угрозы его государственности и национальной идентичности. Это понимание того, что стояние за землю своих предков, за свою веру, за культурную традицию и их защита священны. На протяжении всей истории Руси война всегда была неразрывно связана с проблемой культурного и религиозного противостояния «чужим». Поэтому неудивительно, что защита от врагов практически всегда оказалась связана с сохранением своей веры, чего так и не произошло, например, в Византии. Несмотря на всю схожесть внешнеполитической обстановки двух государств. Сакральная связь русского человека с родной природой вырастает из фольклорных, языческих представлений. В своей книге «Святость и святые в русской духовной культуре» академик РАН, филолог Владимир Топоров выявил связь слов «святой», «священный» с первоначальным значением произрастания, силы благодатной материнской природы, «как результат действия особой жизненной плодоносящей силы». К Матери–Земле, остававшейся средоточием русской фольклорной картины мира, стекаются наиболее таинственные чувства народа. А историк Георгий Федотов отмечал, что «под красивым покровом трав и цветов русские люди со страхом поклонялись черным сырым глубинам — источнику всех оплодотворяющих сил, кормящей груди природы и месту своего последнего упокоения».
У Анны Ахматовой есть стихотворение «Мужество». Она взывает к единой идее — сохранить свободное и чистое русское слово, спасти его от влияния захватчиков. Ведь язык и русское слово для нашего народа - это возможность идентифицировать себя как народность. За это нужно отчаянно бороться.
- Так все таки, что это - «разумное, доброе, вечное»?
- А вы почувствуйте, что сейчас витает в воздухе. Это и мироощущение, связанное с пафосом духовного возрождения России, русского народа. И то самое главное сражение войны, к которому противник готовится изо всех сил — контрнаступление. Так что впереди нас ждет очень трудный период, трудный год. Он будет трудным для всего мира. Энергия сноса старой системы мироуклада затягивает в свою воронку и новые страны: «разгорается» Израиль, будет майдан в Турции, будут поджигать Закавказье, Приднестровье и другие проблемные территории. Но вместе с этими «темными» процессами начнутся (уже начались!) и «светлые». Иран и Саудовская Аравия заключили соглашения, французы бастуют против политики Макрона. Во многих частях мира начинаются волнения. Но важно, что на нашей светлой стороне - подавляющая часть живущих на планете: в сегодняшнем конфликте нас поддерживает, пусть и пассивно, 4/5 всего человечества. Все, конечно, понимают, что мира мы достигнем только через большие потрясения.
А в нашем, в православном основании русской культуры, как раз и заложена идея возвращения через муки и гибель к жертвенной любви, духовной стойкости и душевной красоте. У поэтессы Марии Ватутиной есть прекрасные строки о Россия, которая в битве за свою свободу и независимость, за землю своих предков и культурную традицию движется к великому очищению своей души. И сегодня в поиске «разумного, доброго, вечного» «прозревают» и «очищаются» все. Будто протирают стекло от грязи:
Протирает оконце пыльное – вот, гляди:
Лупят по крышам грибные дожди,
Светятся кромки заборов, кочки дворов,
Светятся даже рога у коров,
Отливают белым светом бока
Утренней Зорьки, светятся облака
И в ведре молоко, блики бегут по стенам.
Пахнет кошеным лугом, постельным сеном,
Слышится песня сторожа, пастуха ли,
Светится музыка искренними стихами,
Ты к любви возвращаешься, оживаешь,
Из пепла встаешь, к небесам взываешь:
Нам прибавилось силы, приросло, открылось,
Русское вона где сохранилось!
Светлана ПЕТРУШОВА