Найти тему
Горестов | блог

4 шага к своему бизнесу.

Ну как же, как же выбрать себе нишу и бизнес? Извечный вопрос даже у опытных бизнесменов, не только у новичков. Ведь даже в одной нише может быть с десяток вариантов, что именно делать. Те же перевозки – можно специализироваться на квартирных переездах, можно возить грузы для торговых компаний, можно закупить ещё и эвакуаторов, а можно с заводами по переработке мусора договор заключить.

По большом счёту, выбор идеи для бизнеса или стартапа можно уложить в 4 шага.

1. Насмотреться / распаковаться
2. Спросить / проверить
3. Попробовать / протестировать
4. Оформить / действовать и т.д.


1. Насмотреться – это значит, составить для себя (распаковаться - про себя) полное представление, какие игроки есть в интересной вам сфере, чем они отличаются, какие потребности закрывают, какие у них «фишки».

Вы каждый день взаимодействуете с десятками бизнесов, начните фиксировать эти наблюдения – ага, этот работает без холодильника, этот использует термопакеты, марки молока они берут разные, объёмы сильно отличаются (у одного стандартные 250-350, у другого есть 600-мл «вёдра»).

Это поможет выбрать самые ходовые услуги и товары, а заодно подскажет, какая потребность ещё может быть не закрыта.
Бизнесы можно также подсмотреть в соцсетях, в каналах ТГ, на ярмарках и выставках, да даже 2ГИС полистать на досуге – что тут есть рядом.

И ещё один неочевидный путь – присмотритесь, чего не хватает действующим бизнесам. Ушёл поставщик из России, производитель не делает определенный размер упаковки, нужны продукты с определенными нестандартными характеристиками. И предложите идеальный вариант.

Или же воспользуйтесь тем, что они производят как побочный продукт. Так в своё время появились прессованные брикеты для печей из опилок и веток. Или, к примеру, производители текстиля неожиданно оказались поставщиками материалов для мебельщиков – из остатков от одеял, подушек и другого текстиля получается подходящая набивка для мягкой мебели.


2. Теперь нужно спрашивать и проверять гипотезы сразу в 2 стороны.

Нашли незаполненную нишу – хорошо бы найти и эксперта в ней, чтобы задать вопросы. Тут в помощь сообщества предпринимателей, бизнес-конференции и, конечно же, друзья и знакомые.

А вторая сторона – потенциальные потребители. Да, да, все говорят – иди общайся с клиентами, но почти никто этого не делает. Цепочка вопросов примерно такая: у вас есть вот эта потребность? Как вы её закрываете? Вас полностью устраивает этот вариант? А что бы вы хотели в него добавить или поменять, чтобы стало ещё лучше? Что вам предложить, чтобы вы перешли на мой продукт?


3. Сделайте пробу. Хотите делать кофе –точку на колесах , возьмите на неделю кофе-машину и поставьте себе в багажник. Покатайтесь по городу, посмотрите на реакцию людей в разных точках, поспрашивайте. Может быть, вы попали в точку и надо развивать идею. А может, этот бизнес – как замок с розовыми единорогами, существует только в воображении.

На этом этапе очень полезно посмотреть, с кем из окружения вы можете поработать вместе, где у вас общие клиенты и нет явной конкуренции. Ручная автомойка поместится на парковке. Кондитер станет частью гастрокорта. Дизайнер будет отличным соседом для текстильного магазина и так далее.


4. Если механика более-менее понятна, ищите способ оформления. Здесь тоже может проявиться много нюансов про разрешения, ограничения, лицензии и прочие моменты.

На этом этапе можно и в бизнес-инкубатор вписаться, и инвесторов найти, и с кредитами разобраться. Подбирайте подходящую систему налогообложения, регистрируйте юрлицо, подавайте на регистрацию товарного знака. Последний шаг надолго откладывать не стоит – если вы уже вложились в дизайн упаковки, сайт, а затем обнаружили, что имя занято, придётся его менять.

Ну, и всё это я бы усилил наставничеством. Чтобы делать все эти шаги с поддержкой и своевременными уточнениями, экономя силы, время и деньги.