Один из величайших художников XVII века Иоханнес Вермеер Делфтский сумел возвысить обыденные сценки до уровня вселенской гармонии. Сегодня попробуем разобраться, как он это сделал.
В Голландии XVII века жанровые сценки вроде этой имели огромную популярность. Обычные бюргеры любили видеть самих себя на картинах и скупали такие в огромных количествах и за приличные деньги. Однако среди сонма художников того времени особняком стоит Иоханнес Вермеер (у нас его также называют Ян Вермеер Делфтский). Его картины отличаются особым мягким освещением, загадку которого искусствоведы разгадывали несколько столетий (и разгадали, но об этом ниже).
Хронологически искусство Вермеера принадлежит к эпохе барокко, но легко заметить, что в этой и других картинах художника нет ничего буйно-драматического и энергично-размашистого, как у тех же Караваджо или Рубенса - главных и наиболее типичных представителей барочной живописи.
Почти во всех картинах Вермеера стоит тишина и покой, упорядоченный быт нидерландцев как будто не предполагал стремительности (особенно после того, как они с таким трудом отвоевали независимость у Испании) - здесь все степенно и размеренно, хотя это, скорее всего, отражение темперамента самого художника, не склонного к импульсивности. Художественно одаренные современники Вермеера тоже писали такие сценки, но наш герой сумел выделиться тем, что наполнил картины не только светом, но еще и многочисленными аллегориями.
А теперь обратимся к самой картине - сюжет, на первый взгляд, довольно обыденный: художник за работой. Однако детали говорят о том, что все не так просто:
Стену комнаты украшает карта – довольно распространенное явление в Голландии 17 века. В то время карты печатались огромными тиражами, причем в двух видах: для дела и для декора – они отличались степенью детализации и, конечно, количеством дополнительных «красивостей». У Вермеера карта сопровождается 20 пейзажами голландских городов и подробным текстом снизу. Карта сделана из несколько листов, соединенных вместе – это видно по самому изображению.
Карта показывает 17 провинций Нидерландов, до их разделения на Северную и Южную части.
Наличие такой карты создавало вокруг домохозяина ореол человека с широким кругозором, активно интересующегося окружающим миром. Большое количество корабликов служит напоминанием о том, что Нидерланды владели самым крупным флотом в Европе на тот момент, торговали не только со странами вокруг, но и основали торговую компанию на Цейлоне, имели связи с Китаем и Японией.
"Искусство живописи" - такое название дала картине вдова живописца, Катарина Болдес, попытавшаяся сохранить эту работу в семье после смерти Вермеера (остальные его произведения были распроданы на аукционе, чтобы заплатить кредиторам).
Девушка на картине изображает Музу, и, как можно было бы подумать исходя из названия произведения, перед нами Муза живописи. Но в античности такой не существовало: греки и римляне считали живопись ремеслом, а не искусством. Здесь перед нами муза истории Клио: в книге записаны вехи истории, а труба призвана восславить великие деяния прошлого. Лавровый венок на голове в комментариях, думаю, не нуждается. Кстати, изначально венок все же был зеленого цвета, но частичная утрата верхнего слоя живописи привела к появлению голубого оттенка.
На столе перед натурщицей огромная книга, гипсовая маска, ткань и открытый альбом с рисунками. Атрибуты, отсылающие нас к разным искусствам: маска, к примеру, - это и скульптура и театр, трактовать можно двояко.
Почти треть картины занимает огромный тяжелый занавес. В голландских домах каждая комната отапливалась отдельно, поэтому занавески были необходимы для удержания тепла. Кроме того, в эпоху барокко и позднее крупные драпировки будут действовать как важный декоративный элемент - но позади основной сцены. Вермеер, наоборот, располагает занавес впереди, и тем самым ведет взгляд зрителя вовнутрь картины.
В этом занавесе как будто усиливаются главные цвета, которые использованы в основной части полотна. А самое главное: занавес и стул - самая темная часть картины, в сравнении с которой усиливается светоносность остального. А источника света мы не видим.
Художник пишет картину с помощью муштабеля - приспособления в виде длинной палки, позволяющее поддерживать руку живописца при работе над мелкими деталями. Темный костюм с большим беретом представляет собой давно устаревшее одеяние - такие носили во второй половине 16 века, но голландские живописцы сделали его чем-то вроде визитной карточки художника. На картинах 17 века - золотого века голландской живописи - такие костюмы изображаются очень часто и вносят оттенок торжественности в подобные сцены.
Особый мягкий обволакивающий свет в картинах Вермеера, как полагают исследователи, объясняется широким использованием ультрамарина - пигмента голубого оттенка, который художник понемногу добавлял почти во все остальные цвета: в белый, зеленый, черный, красный и т.д. Звучит как будто бы просто - зато какой удивительный эффект! Световоздушная атмосфера - благодаря ей создается ощущение, что события на картинах Вермеера происходят вне времени, это уже не просто быт, но бытие в самом высоком смысле слова.