Найти тему

До основанья!.. А затем?

Архивное фото
Архивное фото

Совсем недавно смотрела в Интернете видеоролик «Старинные замки мира», смотрела на их красивую, ухоженную мощь и ощущала грусть. Ведь некоторым из этих строений по 6, по 7 веков, но в каком они отличном состоянии! А наши, хотя бы взять тверские храмы и усадьбы конца 18-19 века – полные руины. И сколько подобных исторических и культурных памятников по России?! Разве их все восстановишь?.. Многие уже утрачены навсегда. Почему так? Неужели мы меньше, чем западные люди, любим свою страну, свою историю?.. Думаю, что не меньше. Просто трепали Россию жестокие войны. Поднимали на дыбы и разоряли все вокруг революции. А старинные замки Запада не экспроприировали даже в дни смут, не устраивались в них конюшни или гаражи для сельскохозяйственной техники. Их не разрушали, как наши исторические строения, до основанья, чтоб затем... А что затем?.. А затем возникала другая проблема – ломать, не строить. Куда легче сломать, чем что-то создать. Тем более восстанавливать, собирать по крупицам. Вот и торчат по всей России, выбеленные временем, руины усадьб и храмов, затягиваются дикими травами, молодой порослью лесов. И болит от всего этого вида душа. Однако!..

«Сейчас заметно внимание народа к возрождению храмов. В деревнях вокруг полуразрушенных церквей появились строительные леса. И это не может не радовать! Восстанавливаются не просто культовые сооружения и не просто архитектурные памятники, восстанавливается лицо России, лицо Родины» - так писала я в 1997 году в заметке «Возродить храм в Пречистом Бору», опубликованной в газете «Тверские ведомости» №68(785). Но в 91-м году в той же газете уже была помещена моя маленькая статейка об этом погибающем храме с моими же фотографиями. И вдруг - о чудо! Я узнаю, что молодые ребята из тверского православного молодежного клуба «Сеятель» взялись за восстановление. Если бы вы знали, какая радость охватывает душу, когда видишь, как разрушенное здание постепенно приобретает прежний облик. Будто больной человек, уже лежащий присмерти, начинает выздоравливать. 31 августа 2009 года можно считать официальной датой начала восстановления святыни и памятника архитектуры в Красном бору. В 2010 году состоялась первая литургия, которую посетили не только ребята из «Сеятеля», но и местные жители. Среди них была пожилая женщина, венчавшаяся в этом храме в 1939 году.

-2

Почему у меня возник интерес именно к этому храму? Да потому что я знаю его с раннего детства! Каждый год проводила лето в деревне, совсем недалекой от Пречистого Бора, где и находились руины церкви Рождества Богородицы. Сколько раз ходили туда с друзьями, полюбоваться остатками фресок на стенах, поаукать под высоким гулким куполом. В те времена на окнах церкви еще стояли красивые кованые решетки, а по углам строения оставались красочные мозаичные полы. Если бы храм начали восстанавливать или хотя бы бережно относится еще тогда, его своеобразную роспись можно было бы сохранить.

Хочу немного рассказать об истории создания этого храма…

Село с красивым названием Пречистый Бор имело в 80-х годах XIX века свою церковно-приходскую школу, которую посещали дети из близлежащих деревень. В этом селе действовала церковь Рождества Богородицы, история которой связана с повестью о тверском Отроче монастыре. Как повествует древняя рукопись: у тверского князя Ярослава Ярославича был верный и любимый отрок по имени Григорий, который собирая подати в селе Едимонове, остановился у пономаря Афанасия и влюбился в его дочь Ксению. Вернувшись в Тверь, он просил у князя разрешения на женитьбу. Но, увидев невесту, князь Ярослав Ярославич решил сам жениться на ней. Отрок же Григорий, «одержимый великой кручиной, снял с себя княжеское платье, купил крестьянское, переоделся и скрылся неизвестно куда». Точнее, решил основать Отроч монастырь. Перед этим благим делом, Григорий поселился в местечке под названием Боровое, что на реке Тверце в пятнадцати поприщах от города. Сооружением хижины и часовни наметил будущее основание здесь церкви Рождества Богородицы.

Фотоавтора
Фотоавтора

Если отойти от повести, то в материалах Тверской епархии Богородицкий на Бору мужской монастырь в селе Пречистый Бор Тверского уезда в 18 верстах к северо-западу от города Твери упоминается в 1631 году и был приписан к Отрочу монастырю. Во второй половине XVII века монастырь был упразднен, а его главный храм во имя Рождества Богородицы стал приходской церковью села Пречистый Бор и других сел. В 1729 году этот деревянный храм Рождества Богородицы сгорел дотла, жители успели спасти церковную утварь, книги, снять старинные колокола. Прихожане загоревали, но представился случай купить готовый деревянный храм, стоявший на Заволжском Посаде в Твери. В 1735 году по просьбе архимандрита Отроча монастыря посадский человек Алексей Григорьевич Орефьев уступил прихожанам села Пречистый Бор деревянную церковь, которая и была туда перевезена и освящена в 1736 году. В конце XVIII- начале XIX веков вместо деревянного строения поставили каменную церковь. В 1809 году храм освятили во имя Рождества Богородицы. Он представлял собой характерную для XVIII века композицию, состоявшую из апсиды, собственно храма (восьмерик на четверике), теплой трапезной с двумя приделами, колокольней и папертью. Храм был оштукатурен и окрашен в желтые и белые цвета. Внутри - украшен росписями.

Я очень хорошо помню остатки росписей. Особенно меня поразило изображение Иуды в сцене «Поцелуй Иуды». В лице этого персонажа Евангелия как будто была собрана квинтэссенция всего зла. Я пыталась сфотографировать фреску, но фотоаппарат не имел вспышки, а пленка черно-белая. Увы и ах! Снимок получился едва заметный.

Росписи храма в Пречистом Бору предположительно выполнены в 1848 г., в смешанной технике - большей частью фресковой, и потому штукатурка и краски частью выдержали варварское отношение к себе в советские годы и длительное влияние атмосферных явлений. Композиции заключены в рамы из однотонного растительного орнамента. На куполе живопись не сохранилась. Небольшой фрагмент (растительный орнамент) сохранился на внешней стороне северной стены, там, где часть четверика была заключена в объем трапезной.

По архивным записям в храме было три богато украшенных иконостаса с деревянной золоченой резьбой. Так же в материалах сохранились имена некоторых живописцев. Автором росписей в трапезной начала века является тверской живописец Тихон Ксенофонтович Краснов. Строителями храма этого же периода были жители села Пречистый Бор - Иван Яковлев, Федор Соболев, Алексей Сепелев. Сохранились также имена священников: Сергей Павлович Раевский, Иоанн Михайлович Домашев, Алексей Ионович Поддубский. В 1915 году церковь Рождества Богородицы насчитывала 2400 прихожан из 28 деревень.

В 90-х годах, когда я писала статейку об этом храме, от него осталась лишь разоренная центральная часть - восьмерик на четверике, открытая снегам и дождям, со следами варварского отношения. На западной стене четверика была помещена большая композиция с изображением Голгофы со сценой приготовления к распятию. Когда колхоз разламывал западный проем, чтобы втащить в храм веялку, по "Голгофе" прошла большая трещина. По две композиции, расположены между окнами второго света, были едва заметны. На южной стене - "Каин и Авель" и "Братья продают Иосифа в рабство", а также "Самсон, раздирающий льва", на северной - "Усекновение главы Иоанна Предтечи". Другие сюжеты уже почти нет.

Я еще застала старушек, которые помнили, как величественно стоял храм на высоком и берегу Тверцы, как красиво звучали его колокола, созывая людей на службу. И, конечно, сердце радуется, что наконец-то восстановят его, дошли руки у людей. И не просто у людей, у молодежи! Значит не безразлично юному поколению история родной земли. Тяжело восстанавливать, очень тяжело. Но если не останемся равнодушными в стороне, навалимся всем миром – все у нас получится! Может быть, еще и зазвучат колокола на восстановленном храме Рождества Богородицы?.. Полетит их звон по живописным окрестностям. И приобретет первозданный вид еще один маленький уголок России.

Фото клуба "Сеятель".
Фото клуба "Сеятель".