За неделю пребывания в Алдане удалось многое узнать и увидеть. С каждым днем Алдан, его люди все больше и больше нравились. В городе царил дух больших перемен в сфере капитального строительства и в первую очередь жилья. Началась закладка жилых домов в каменном исполнении с современной планировкой квартир и полным их благоустройством. Население города смотрело в будущее с оптимизмом и уверенностью. К большой радости моего товарища решил остаться в Алдане. Взяв с собой документы, пошел в трест «Алданстрой». Он в то время арендовал помещение в здании треста «Алданзолото», в левом его крыле. Зашел в отдел кадров, представился. Начальник ОК сокрушенно заявил, что очень нужны ИТР, хорошо знающие каменные и бетонные работы. Из разговора с ним понял, что среди ИТР треста много знаюих деревянное строительство, но оно отошло на второй план. Почему-то он решил, что перед ним сидит знаток тоже деревянного строительства. Пришлось показать трудовую книжку, другие документы, подтверждающие мою трудовую деятельность, и рассказать о том, что как раз каменные и бетонные работы и есть моя стихия, что за работы по восстановлению разрушенного в войну Ленинграда имею правительственную награду, что под моим руководством на объектах «Главволгоэлектросетьстроя» на Куйбышевской ГЭС уложены тысячи кубометров бетона. Посмотрев документы и внимательно меня выслушав, предложил остаться в кадрах треста, но я настоятельно просил направить в Алданское СМУ, хотя никого из СМУ в тот момент не знал. Просьба была удовлетворена, и на руках было направление в Алданское СМУ. Нашел контору СМУ, она располагалась на улице Укуланской напротив стадиона , в приземистом бараке, разыскал комнатку отдела кадров и вручил направление треста. Начальница ОК повела к начальнику СМУ И. И. Машинскому. Представился и передал свои документы. Он посмотрел их и как-то нехотя предложил занять пост прораба на СУ-1. Меня удивил такой прием. Позже, когда мы хорошо узнали друг друга, я как-то спросил: «Иван Иванович, помните нашу первую встречу у вас в кабинете?» «Помню. Тебя удивляет мой прохладный прием? Когда я посмотрел твои документы, то решил, что все равно тебя И. С. Ладейщиков заберет в Нижний Куранах». И. С. Ладейщиков, управляющий трестом «Алданстрой», в те дни только что принял трест и все время находился на строительстве Куранахской ЗИФ. Удалось встретиться с ним только осенью.
Нашел контору участка. Руководство участка сочло необходимым направить на строительство объектов в п. Дражный. Я был рад такому обороту дела. Во-первых, успел полюбить этот уголок города, во-вторых, потому что предшественник мой уходил в Куранахское СМУ на повышение, а это много значило. Всегда тяжело вступать на место несправившегося или зарвавшегося предшественника. А такие ситуации в жизни были и не раз. Осмотрели с начальником участка объекты, а их было пять: три 16-квартирных двухэтажных дома. ЦРММ и подстанция № 5. Познакомился с бригадирами и мастерами и остался один на один и с бригадами, и с объектами. Должен отметить, коллектив строителей достался хороший. Бригаду плотников возглавлял кадровый строитель М. Т. Ненашев, бригаду каменщиков – В. Д. Ли, кореец по национальности, выросший в Алдане, очень способный. Позже был направлен СМУ в институт и блестяще его окончил. Бригада штукатуров очень работоспособная, но и очень шумная, были другие бригады. Начал свою деятельность с приведения в порядок конторы и бытовок бригад. Когда все было приведено в надлежащий вид, решил собрать весь коллектив в конторе, предварительно изучил сметно-техническую документацию и план работ на текущий месяц. Общее собрание прошло активно. Как и положено в таких случаях, представился коллективу, то есть рассказал все о себе, рассказал об особенностях возводимых объектов, сроках ввода в эксплуатацию, высказал свои соображения относительно технологии ведения работ, о материальных ресурсах, имеющихся в нашем распоряжении. Коллектив внимательно отнесся к выступлению. Попросил каждого бригадира выступить. Выступили не только бригадиры, а и рядовые члены бригад. Было высказано много дельных предложений и советов. Остался очень доволен коллективом и не ошибся. Впоследствии не раз выручали на других, иногда сложных, объектах. После окончания собрания, помню, ко мне подошел М. Т. Ненашев и поблагодарил за откровенный разговор.
Потянулись будни строительства. Дела у нас на объектах шли хорошо. В СМУ был заведен такой порядок: на каждом крупном объекте сооружался растворный узел. В то время эта вынужденная мера себя оправдывала. Из строительных механизмов мы в то время имели два-три крана «Пионер», бетономешалки, растворомешалки, у плотников имелись электрорубанки, циркульные электропилы, вибраторы, электросверлильные машины, отбойные молотки. По тому времени вполне достаточная механовооруженность.
На объекты часто приезжал И. И. Машинский. Коллектив относился к нему очень тепло. Он умел вести с бригадами задушевные беседы, умел о серьезных делах говорить с юмором, доходчиво, на простом сибирском языке. Родом он был из Омской области. Речь его изобиловала чисто омскими выражениями, но была мягкой и вполне современной.
Хотелось скорее увидеть главного инженера СМУ Г. С. Видмонта, поделиться с ним мыслями о дальнейшем развороте работ на объектах. От коллектива слышал, что он человек дела. Наконец встреча произошла перед одной из планерок в его маленьком кабинете. Представился, в свою очередь он, встав из-за стола отрекомендовался: «Видмонт, слышал о вас, но извините, до сих пор не мог попасть к вам на Дражный. Давай после планерки продолжим наш разговор». Планерка прошла быстро. Вел ее И. И. Машинский. Здесь впервые увидел весь инженерно-технический состав Алданского СМУ. Коллектив ИТР был молодым. Многие ИТР получили строительное образование в Якутске, некоторые – в других городах страны.
После планерки наш разговор с Г. С. Видмонтом продлился. Родился он в Приморском крае, образование получил в Ленинградском высшем инженерно-техническом училище военно-морских сил. Служил на флоте, но при втором сокращении численности Вооруженных Сил СССР был демобилизован в запас. Работал на стройках г. Орла и в Московской области, был инженером промбанка. С 1957 года работал в Алданском районе. Разговорились о Ленинграде. У нас оказались общие знакомые из числа профессорско-преподавательского состава. Много говорили о делах СМУ. Впечатление о встрече осталось хорошее. В ней покорила простота общения с собеседником. Чувствовалась его осведомленность в делах СМУ, несмотря на то, что он много дней отсутствовал в коллективе, выполняя спецзадание треста. Забегая вперед, скажу, что наша первая встреча переросла позже в дружбу, длившуюся более 15 лет, без панибратства и скидок.
(Продолжение следует).
"Алданский рабочий", № 152 от 6 августа 1983 года.