Найти в Дзене
Зэ Атлетик

NHL99: Боб Гейни сделал тяжелый подъем Канадиенс без особого шума

Eric Duhatschek Oct 20, 2022

Добро пожаловать в NHL99, обратный отсчет 100 лучших игроков в современной истории НХЛ по версии The Athletic. Мы составляем рейтинг из 100 игроков, но называем его 99, потому что все мы знаем, кто является номером 1 - нам нужно выяснить, кто занимает все 99 мест в рейтинге.

-2

Они вернулись почти в самое начало своей карьеры, Лэнни МакДональд и Боб Гейни. К драфту НХЛ 1973 года, когда МакДональд был выбран четвертым номером в команду Мейпл Лифс, а Гейни - восьмым номером в команду Канадиенс.

На протяжении второй половины 1970-х и начала 1980-х годов, пока МакДональд не был обменян в Колорадо Рокиз, они сражались на льду каждую смену, МакДональд - элитный бомбардир Мэйпл Лифс, Гейни - неумолимый чекер Канадиенс.

И на закате своей карьеры они дважды встречались в Финале Кубка Стэнли - один раз в 1986 году, когда победили Канадиенс, а затем снова в 1989 году, когда Флэймз изменили ход событий и победили.

"К тому времени мы стали хорошими друзьями - Боб Гейни, Ларри Робинсон и я", - вспоминает МакДональд. Когда они обыграли нас в 86-м, они оба сказали: "Мы счастливы, что выиграли, но нам очень обидно, что именно вы проиграли".

Затем, в 89-м, после нашей победы, они сказали: "Если мы должны были проиграть, я рад, что это сделали вы"".

МакДональд выдержал паузу.

"Связь с Бобом продолжалась вечно. Мы вместе были призваны в армию, вместе завершили карьеру в одном и том же году и вместе были введены в Зал Славы. Люди не понимали: Этот парень был таким большим, катался как ветер для большого человека - и он был силен как бык. Вы не могли отобрать у него шайбу. Чтобы играть против него, нужно было быть на высоте каждый вечер".

Гейни занимает 92 место в списке величайших игроков НХЛ эпохи после расширения НХЛ по версии
The Athletic. За свою карьеру, которая длилась 16 сезонов НХЛ и 1160 игр регулярного чемпионата, все за Канадиенс, Гейни никогда не забивал больше 23 голов - или 47 очков - за один сезон, скромные показатели, которых достигали многие игроки НХЛ.

И все же Гейни был избран в Зал Хоккейной Славы в 1992 году, в первый же год, когда он получил право на это звание - честь, которой обычно удостаиваются только великие игроки всех времен и народов.

Более того, когда в 1978 году был впервые учрежден Селке Трофи, вручаемый лучшему форварду оборонительного плана НХЛ, Гейни выиграл его в первый год, а затем во второй, третий и четвертый. Первый полный сезон в НХЛ Гейни провел в 1974-75 годах. Считается, что если бы Селке был введен раньше, Гейни мог бы выиграть его еще четыре раза.

Бывший тренер Гейни в Монреале Скотти Боумэн вспоминает, как легендарный советский тренер Анатолий Тарасов назвал Гейни самым совершенным игроком Канады - высокая оценка для форварда, чья основная роль заключалась в жестком, эффективном оборонительном хоккее.

В командах-династиях Канадиенс конца 1970-х годов, в которых было много забивных игроков, кто-то должен был выполнять тяжелую оборонительную работу - это, как правило, были Гейни и Даг Джарвис. В четырехлетней победе Канадиенс в Кубке Стэнли с 1976 по 1979 год Гейни был неотъемлемой частью команды. В последнем сезоне розыгрыша Кубка Стэнли Гейни выиграл Конн Смайт Трофи как MVP плей-офф.

Как же оценить значение Гейни для Канадиенс? Если взять чистые цифры, то они мало что скажут.

"Помните фильм с Сандрой Баллок "Слепая сторона"?" - сказал Крейг Баттон, бывший генеральный менеджер НХЛ, который в течение десяти лет работал вместе с Гейни в офисе Даллас Старз. В "Слепой стороне" рассказывается о Майкле Оэре, левом тэкле, чья работа заключается в том, чтобы защищать заднюю часть спины квотербэка, без особого шума. Таким был Боб Гейни. Он был левым тэклом. То, что он делал, он делал без особого шума".

Боб Гейни и Лэнни МакДональд во время финала Кубка Стэнли 1989 года. (Брюс Беннетт / Getty Images)
Боб Гейни и Лэнни МакДональд во время финала Кубка Стэнли 1989 года. (Брюс Беннетт / Getty Images)

В целом, Канадиенс той эпохи прозвали Летающими Французами из-за их умения кататься на коньках и забивать голы. Но, по словам давнего товарища Гейни по команде Дуга Райзброу, о Канадиенс всегда существовало внешнее заблуждение, которое не всегда отражало их внутреннюю реальность.

"У Канадиенс всегда было забивное нападение... все, о чем они говорили, это защита", - сказал Райзброу. "Скотти и Тоу Блейк, который часто бывал в комнате, все время говорили только о том, как предотвращать голы, и это удивляло большинство людей. Клод Рюэль постоянно использовал эту фразу: "Заблокируйте середину". Это был самый ранний шаг к ловушке, который я когда-либо слышал".

"Скотти Боумэн был мастером подбора на линий. Никто не делал этого до Скотти. Так что внезапно роль Боба как игрока обороны стала более значительной, потому что Скотти ставил его в эти оборонительные ситуации, и он был так успешен в этом".

В общей сложности Боумэн выиграл 14 Кубков Стэнли в качестве тренера или руководителя, уступая лишь Жану Беливо (17) за все время. В каждом случае, по словам Боумана, клеем, который удерживал команды вместе, были рабочие пчелы, такие как Гейни.

-4

Сейчас Гейни 69 лет, он вырос в большой семье в Питерборо, Онтарио. Он говорит, что его первое конкретное хоккейное воспоминание - это победа Блэк Хоукс в Кубке Стэнли в 1961 году, но со временем он стал поклонником Мэйпл Лифс, которые четыре раза выигрывали Кубок Стэнли в течение шести лет с 1962-63 по 1966-67 годы. С тех пор, как ему было около 6 лет, зимой он и его друзья только и делали, что играли в хоккей.

"У меня было шесть братьев и сестер, и мы жили в очень маленьком доме, поэтому очень часто можно было услышать слова: "Просто выйди на улицу", - сказал Гейни. "В те времена у тебя была свобода бродить по своей территории. И вокруг было достаточно других людей, так что если вы жили на второй улице, за всеми детьми кто-то присматривал. Так что это был мой путь. Это было действительно обогащающее знакомство с хоккеем и то волнение, когда 7-, 8-, 9-летний ребенок испытывает настоящую страсть к игре".

Страсть Гейни никогда не покидала его. Когда Канадиенс задрафтовали его в 1973 году, Боумэн вспоминал, что это был спорный выбор, потому что Гейни набрал всего 43 очка в 52 играх за команду Питерборо Питс, что было низким показателем по стандартам юниорского хоккея. Но у Питерборо была давняя связь с Канадиенс - Боумэн тренировал там в 1950-х годах - и в Питерборо также был новаторский тренер по обороне Роджер Нильсон.

"Клод Рюэль - главный скаут Монреаля, и он должен был принять решение", - сказал Боумэн. "У нас был восьмой выбор на драфте, и у нас было много квалифицированных игроков. Он единолично выбрал Боба Гейни по одной причине: у команды не было такого игрока".

Когда закончился его первый тренировочный лагерь, Гейни вызвали в офис тогдашнего генерального менеджера Канадиенс Сэма Поллока, который рассказал о его ближайшем будущем.

Сэм Поллок сказал мне: "Дело вот в чем. Вы трое претендуете на одно место, но только один может остаться - это все, что есть в нашем составе. Это те люди, с которыми ты должен играть лучше, чтобы попасть в состав".

"Я действительно оставался в Канадиенс большую часть того первого сезона, но играл не очень много. В то время мы играли 17 и 2. Они играли с четырьмя защитниками и девятью нападающими, а еще были дополнительные игроки для специализированных команд. Так что приходилось быть начеку, потому что если ты не успевал перебраться через борт на лед, это не засчитывалось как игра за команду. Это были те вещи, которым тебя обучали в раннем возрасте. Если кто-то рано уходил со льда и, махнув рукой, подходил к скамейке запасных, парочка из нас вставала, готовая идти, лишь бы намочить лезвия своих коньков".

Однако прошло совсем немного времени, прежде чем Гейни перешел от того, чтобы почти не играть, к тому, чтобы играть постоянно.

"Часто, будучи более ориентированной на оборону третьей звеном, мы получали больше времени на льду, чем второе или первое звено", - сказал Гейни. "Если мы играли против Квебека, и Питер Штястны играл 28 минут, то и ты, возможно, получишь 28 минут. Так что у этой роли были преимущества, которые, возможно, не очевидны по сравнению с тем, как команды действуют сегодня".

Вне льда Гейни начал брать уроки французского языка, чтобы чувствовать себя более комфортно в своем профессиональном доме. Как и многие канадцы, он посещал уроки французского языка в начальной школе, но говорит, что не уделял им должного внимания и вообще мало чему научился. В результате он оказался неподготовленным, когда приехал в Монреаль.

"Это был такой шок", - сказал он. "Я живу всего в четырех часах езды, но здесь есть люди, которые живут и говорят по-другому. Я просто не знал, что меня окружает больше, чем мое собственное пространство. Потом я подружился со многими франкоязычными игроками. Марио Трембле был там в то же время. Режан Улье. В какой-то момент, одним летом, я просто пошел в школу и начал учиться, а потом немного развил это - в основном в плане того, как давать интервью. Я выучил всю хоккейную терминологию. Со временем это стало развиваться".

По мере развития карьеры Гейни стал одной из основных фигур в группе лидеров команды. Боумэн вспоминал, как во время тренировочного лагеря Канадиенс в 1977 году он обдумывал спорное решение по составу перед открытием сезона. В те дни Боумэн руководил командой, и его решения не всегда были популярны среди игроков.

(Денис Бродо / NHLI via Getty Images)
(Денис Бродо / NHLI via Getty Images)

"Однажды возникла проблема", - сказал Боумэн. Я был разочарован тренировочным лагерем Ивона Ламберта". За год до этого Пьер Мондоу лидировал в Американской Хоккейной Лиге по набранным очкам. Клод Рюэль был моим ассистентом, и я сказал Клоду: "Мы не будем ставить Ламберта на стартовую игру... Он не следил за собой летом, а Пьер Мондоу провел лучший тренировочный лагерь из всех". Клод сказал: "Скотти, у тебя будут большие проблемы с продажей этого"".

Рюэль был прав.

"Перед утренним катанием ко мне в кабинет ввалилось около шести игроков - Серж Савард, Ларри Робинсон, Ги Лапойнт, Боб Гейни - все были там, и Серж был представителем", - сказал Боумэн. "Они были так расстроены. Каждый раз, когда я пытался говорить, они прерывали меня, потому что были так расстроены. Наконец, Боб Гейни вмешался. Он сказал: "Ребята, пусть он объяснит. Он тренер, мы пришли сюда, чтобы получить ответ. Дайте ему шанс объяснить".

"Вот таким человеком был Боб Гейни. Как игрок, в команде с кучей звезд, он был лидером, и это было большим ключом для команды".

После ухода Гейни из НХЛ в 1989 году он присоединился к французской команде второго дивизиона Эпиналь Экурэйлс в качестве игрока и тренера, что застало хоккейный мир врасплох. Но Гейни сказал, что он играл за сборную Канады на нескольких чемпионатах мира и поэтому был знаком с европейскими лигами.

"Иностранные игроки были разрешены, но существовали ограничения", - сказал Гейни. "В то время большинство североамериканцев уезжали в Швейцарию, и там был определенный стиль игрока, который им нужен - атакующий игрок, способный забить много голов. Сейчас мне 35 или 36 лет, и я все равно не такой игрок. Но со мной связалась одна команда во Франции, и они либо собираются сворачивать свою деятельность, либо им нужно что-то для омоложения программы.

"Мы с женой поехали туда и провели там несколько дней. В Монреале у нас были дети с французским образованием, но мы все говорили на английском, так что это был бы способ поставить галочку и сделать так, чтобы все свободно говорили на французском. И это означало, что я все еще могу играть. Я знал, что не хочу продолжать играть в НХЛ, потому что теряю свои силы".

После возвращения из Франции Гейни был нанят Бобби Кларком в качестве тренера команды Миннесота Норт Старз в сезоне 1990-91. После неудачного регулярного сезона Северные Звезды дошли до финала Кубка Стэнли, проиграв в шести матчах Марио Лемье и Питтсбург Пингвинз. В 1992 году Гейни был назначен генеральным менеджером и занимал обе должности до 1996 года, когда команда переехала в Даллас, где он передал тренерские полномочия Кену Хичкоку.

В 1999 году Старз выиграли Кубок Стэнли командой, которую тренировал Хичкок, но собирал в основном Гейни.

"Я видел, как Боб играл, а затем тесно сотрудничал с ним в течение 10 лет", - сказал Хичкок. "Как игрок, он всегда знал, как играть правильно. ... Всем вещам, которым нужно было научить, можно было просто показать игрокам его смены, и они бы все поняли".

"Как менеджер и как лидер, он вышел на другой уровень, потому что никогда не терял из виду общую картину. Лучше всего это можно описать так: у него есть врожденная способность заглядывать за углы. У него есть способность знать и понимать, что решения, которые вы принимаете сейчас, каковы будут их последствия через день? Через неделю? Через месяц? Через год? Он знал это".

Из Далласа Гейни вернулся в Монреаль в 2003 году в качестве генерального менеджера и ненадолго стал тренером в 2006 году после увольнения Клода Жюльена. В конце концов, Гейни нанял бывшего товарища по команде Ги Карбонно на пост тренера Канадиенс. Карбонно проработал чуть больше трех лет, после чего Гейни снова вернулся, чтобы закончить сезон 2008-09.

В конце концов, Гейни ушел с поста генерального менеджера Канадиенс в феврале 2010 года и провел большую часть следующего десятилетия, работая консультантом, сначала в Монреале, затем в Далласе, а потом в Сент-Луисе.

В феврале 2008 года Канадиенс повесили майку Гейни. На тот момент это была 14-я майка, которую организация повесила на стадионе. В конце октября Гейни и Дериан Хэтчер будут введены в недавно созданный Зал славы Даллас Старз.

Сегодня Гейни говорит: "Любая связь с НХЛ носит спорадический характер. Мне может позвонить кто-то, чтобы обдумать сценарий или спросить мнение. Это может быть участие в чем-то. Джефф Молсон связался со мной, когда они искали нового генерального менеджера, и я участвовал в первых собеседованиях. Подобные вещи - моя единственная связь с НХЛ".

Но когда он играл, сказал Райзброу, его страсть к игре была очевидна.

"В душе он был просто ребенком, который любил играть в хоккей. Это было видно по его мощной манере катания и по тому, как беззаботно он передвигался по льду. Он был прекрасным товарищем по команде".

-6

(Фото: Брюс Беннетт / Getty Images)

Что вы думаете об этой истории?