Уже много лет существует ряд мифов в той или иной мере обесценивающих архитектуру 30х-50х годов в СССР. Этот период принято называть периодом Сталинской архитектуры. Есть целая группа авторитетных исследователей, преимущественно с зарубежными учёными степенями, хотя и русскими корнями, которые очень старательно вымарывали Сталинскую архитектуру как явление. И определённый результат достигнут, в виде сомнительным идей вложенных в сознание граждан нашей страны. Эти идеи, а точнее мифы я и разберу в этой статье.
1. Сталинская архитектура была навязана Сталиным.
Этот тезис не выдерживает критики. Ведь высшее руководство получало свои представления об архитектуре через консультирование с ведущими архитекторами страны. Да, конечно, у руководителя могло быть и было своё видение. Не зря эпоха И.В. Сталина породила такое явление как соцреализм, но в архитектуре дела обстояли совершенно конкретно: шла непримиримая борьба традиционалистов и авангардистов. При этом традиционалистов было больше, а многие зарекомендовали себя ещё с времён императорской России, и имели большое влияние в профессиональной среде.
Архитектурный облик масштабных строек хоть и утверждался сверху, но основную концепцию продумывали через конкурсы и проработку в Союзе Архитекторов. Этот орган (как и все проф союзы) был создан специально, чтобы объединить усилия профессионалов всей страны и заставить порой непримиримых в творческом плане противников работать над одним делом.
2. Конструктивизм был лучше и качественнее Сталинской архитектуры.
К сожалению, нет. Конструктивизм как архитектура был прекрасен в своей задумке. Но реальной производственной базы в 20х-30х годах в стране разорённой Гражданской войной и Интервенцией просто не было.
Суть конструктивизма представляла собой торжество формы, объёмов и пластики аскетических элементов. Для таких задач требовался качественный бетон, продуманный несущий каркас, высококлассные специалисты. Многое из этого было в существенном дефиците.
Выстроенные на слабой материальной базе, здания конструктивизма требовали постоянного ремонта, а порой существенных переделок. В результате, как минимум жилые экспериментальные кварталы конструктивизма стремительно теряли свой облик. В тоже время Сталинская архитектура, при тех же недостатках, могла скрыть недочёты декором, лепниной и украшением фасадов.
3. Сталинская архитектура строилась с целью психологического подавления.
На самом деле, в архитектуре хорошо читается, ради чего она строилась и для этого не нужно быть специалистом. Например, готическая архитектура - реально создавалась для некого устрашения (богобоязненности), и это хорошо видно в демонах и гарпиях на фасадах, сами здания должны были возвышаться над всеми остальными, на узких площадях подавляя своей массой.
В случае со Сталинской архитектурой, всё ровно наоборот. Такие архитекторы как Б.М. Иофан, И.В. Жолтовский (ведущие архитекторы Москвы), Л.А. Ильин (ведущий архитектор Ленинграда) писали о советской архитектуре сталинского периода, как о "солнечной архитектуре". Дословно "солнечная архитектура"! Выражалась она в обилии зелени на улицах, окраске фасадов в теплые цвета, формировании протяженных ансамблей из жилых домов, создание уютных дворов с фруктовыми садами и социальными постройками. Сама архитектура должна была вписываться в контекст исторических городов, которые,к приходу советской власти уже были выстроены в классических традициях.
4. Сталинская архитектура некачественная, ей занимались дилетанты.
Расцвет Сталинской архитектуры формировался архитекторами строившими особняки, доходные дома и усадьбы в императорской России. Всего несколько имён: Л.А. Ильин, А.А. Оль, А.Л. Лишневский - это только несколько имён из ленинградской школы. Эти люди принесли знание и опыт из периода когда неоклассицизм наряду с модерном доминировали в архитектуре городов. Они очень хорошо разбирались в тех задачах, которые были поставлены перед архитектурным сообществом.
Мало того, теория архитектурных форм И.Б. Михайловского - стала базой для архитекторов ево всех вузах СССР. Новое поколение архитекторов, взращенные мастерами начала века, на добротной теории стали теми авторами, которые позднее создали помпезные и величавые здания 50х годов, тот самый Сталинский ампир.
5. В Сталинской архитектуре не было индивидуального творчества автора.
Конечно, классическая теория форм применяемая для советских ширококорпусных жилых многоквартирных домов имела свои ограничения. Приходилось выстраивать систему декора в соответствии с определённой структурой фасада.
Если внимательно изучать советские здания того периода, можно увидеть богатое разнообразие: от прямых классических цитат, к аскетической лепнине, до богатых изменённых на советский лад архитектурных деталей. А есть примеры абсолютно нестандартные, такой можно считать, например, застройку И.И. Фомина и Е.А. Левинсона на Ивановской улице в Ленинграде.Вряд ли вы подобную архитектуру увидите ещё хоть в каком-то советском городе.
Интересно, что в зависимости от климатического пояса или республики, Сталинская архитектура приобретала своё местное разнообразие. Так что об отсутствии творческого поиска в Сталинской архитектуре говорить не приходится.
П.С.
Вот мы рассмотрели всего 5 мифов о Сталинской архитектуре. А их намного больше, и многие из них разбиваются легко простейшими фактами.
Если вам интересно узнать ещё какие-то факты об архитектуре этого периода, пишите в комментариях. Я очень хорошо разбираюсь в этой теме, с удовольствием напишу ещё не одну статью.