Продолжаем разговор о петербургских фонарях.
Летом 1873 года электротехник Александр Николаевич Лодыгин, снимавший на неприметной Одесской улице помещение для опытов, решил испытать два уличных электрических фонаря, где в качестве осветительного элемента применялась лампочка.
Лампа, созданная А.Н. Лодыгиным, представляла из себя стеклянную колбу, через основание которой проходили два серебряных стержня, изогнутых под прямым углом, между ними был закреплен угольный стержень, который разогревался и излучал свет. Ток подавался по электрическому кабелю из мастерской изобретателя, а лампа по сути стала прототипом современной лампы накаливания.
Демонстрация первых в мире фонарей вызвала большой интерес у горожан, Одесскую улицу буквально заполонила толпа, чтобы увидеть неведомый электрический свет.
Об этом событии сейчас напоминает мемориальная доска на одном из домов Одесской улицы. Так что место для размещения музея фонарей было выбрано отнюдь не случайно.
Заслуги Лодыгина признали, он получил Ломоносовскую премию, что могла присуждаться в Российской Империи за лучшие технические изобретения, однако его проект дальнейшего развития в России не получил, а ученый был вынужден на некоторое время уехать заграницу, где продолжал свои опыты по усовершенствованию системы освещения.
Параллельно с Лодыгиным в это время в России работал и электротехник Павел Николаевич Яблочков. Не наладив дела на Родине, он также уехал работать заграницу, где и получил первое признание, запатентовав в марте 1876 год во Франции свое изобретение, вошедшее в историю под названием «свеча Яблочкова».
Большим недостатком первых электрических лампочек была их недолгая продолжительность работы, а также необходимость менять вручную расстояние между угольными стержнями, которые быстро прогорали и переставали держать электрическую дугу.
Тогда П.Н. Яблочков придумал конструкцию нового типа, поместив два угольных стержня вертикально и разделив их изоляционным материалом - каолином, который сгорал постепенно вместе со стержнями. При пропускании через угольные стержни тока между ними образовывалась электрическая дуга. Горение такая лампа могла поддерживать около двух часов.
В Европе лампы Яблочкова произвели фурор, их запустили в продажу, а вскоре «русский свет» (так стали называть изобретение иностранцы) применили для освещения городских улиц во Франции, Англии, а затем и в других странах.
«Лучезарное электрическое солнце сведено с своей высоты – оно принуждено дробить лучи свои по фонарям на улицах, по лампам в домах» - так поэтично писал об изобретении Яблочкова автор одной из статей популярного в 19 веке журнала «Нива».
В 1878 году П.Н. Яблочков вернулся в Россию, где было учреждено акционерное общество «Товарищество электрического освещения и изготовления электрических машин и аппаратов П.Г. Яблочков-изобретатель и Ко».
30 декабря 1883 г. на участке Невского проспекта от Малой Морской улицы до Набережной Фонтанки загорелись первые электрические фонари Петербурга, в которых применялись свечи Яблочкова. Энергию вырабатывала электростанция, которую расположили на барже у нынешнего Зеленого моста на реке Мойке. Постепенно в городе обустраивались и электростанции, и электрогенераторные установки.
Фонарщики все еще были необходимы Петербургу, они следили за фонарями, меняя в них ежедневно прогоревшие угольные стержни «свечей», которые становились желанным трофеем петербургских мальчишек.
Но запущенный механизм научных открытий продолжал работать, все более совершенствуя систему освещения города. В 20 веке в фонарях стали применяться привычные нам лампы накаливания. Электрический свет, появившийся на центральных улицах города, во дворцах и общественных зданиях, постепенно пришел и в квартиры простых горожан, а образ фонарщика – бородатого мужичка с лестницей на плече остался в истории.