Найти в Дзене
Евгений Быковский

Мотоциклы с опозитными двигателями.

Первые мотоциклы с оппозитными двигателями были придуманы в Англии. Позднее такие байки стала производить Германия, а к началу Второй Мировой появились и в СССР. Ну а сейчас погрузим в историю и пройдем этот путь вместе.

Первым производителем мотоциклов с оппозитами стала Английская фирма Douglas из Бристоля. 1905 году ею был разработан первый двухцилиндровый мотор с развалом 180 градусов, имевший рабочий объем 200 см^3. Позже были созданы двигатели с рабочим объемом от 350 см^3 до 1 литра. Также фирменным отличием байков Дуглас был ременный привод на колесо.

В 1920 году оппозит появился и в Баварии. Молодыми инженерами компании BMW была копирована конструкция моторов Douglas. Так и появился первый оппозитный двигатель М2В15. Однако привод на колесо заменили на цепь.

Преимуществом такого расположения коленвала было отсутствие в использовании косозубых передач. Трансмиссия состояла из более простых шестерней с прямыми зубами, валов, шкивов, ремней и цепей. Но мощный оппозит был длинным и не помешался под рамой. Также картер перекрывал приток воздуха к заднему цилиндру, из-за чего тот перегревался. Поэтому цилиндры стали устанавливать по бокам.

Первым таким мотоциклом стал BMW R321923 года. Он оснащался поллитровым двигателем М2В15, мощностью 8,5 л. с. Максималка такого байка составила 95 км/ч. Для установки движок доработали, к картеру подключался блок сцепления с трех ступенчатой трансмиссией, находившийся сзади. Впервые использовался мокрый картер со смазкой коробки передач, еще впервые привод на колесо стал карданный.

В 1930 годах оппозит добрался и до СССР. В конце 30-х перед руководством Красной Армии встал вопрос о новом мотоцикле для вооруженных сил. Ведь отечественный ПМЗ А-750 устарел, а по его надежности можно было судить о народной расшифровки "попробуй меня заведи" . Было решено что опыт будут перенимать у немцев и в 1939 году правительство тайно в Швеции купило 5 BMW R 71и передало их инженерам Московского мотозавода.

В СССР конструкцию BMW немного пересмотрели, результатом этого появился М-72, выпускавшийся с 1941 года по 1960.