Продолжаем наше знакомство с одним из знаковых мест Суздаля - Спасо-Евфимиевым монастырем.
Итак, после завершения Смутного времени и воцарения Михаила Федоровича Романова, для Спасской обители, наконец-то, наступили мирные времена, которые позволили монастырю не только оправиться от понесенного разорения, но и приумножить свое благосостояние: он получает еще две вотчины от князей Пожарских и приобретает в Москве подворье на "Рождественке в Кузнецах". Кроме этого, монастырских средств хватает и на строительство
"высокой каменной ограды с 12 величественными башнями. Ограда имеет в окружности 542 сажени (1156 м), высота ее с западной стороны 3 1/2 саж. (7,5 м), с остальных сторон 4 саж. (8,5 м); толщина стен везде не менее 3 аршин (2,1 м)..."
Наиболее эффектно смотрится южная сторона монастырской ограды.
Именно здесь, над святыми вратами
"возвышается грандиозная (11 саж. высоты до крыши) четырехугольная башня с бойницами и окнами.
Эта башня, по-видимому, имела назначение и сторожевой башни, ибо из верхних ее окон открывается далекий вид на безлесные окрестности Суздаля..."
Сегодня, восхищаясь этой башней, которую называют Проездной, сложно себе представить, что в первой половине XIX в. ей грозило полное разрушение.
Все дело в том, что от удара молнии в башне образовалась широкая трещина, которая пронизывала сооружение сверху до низу. Потребовалось много усилий, чтобы избежать катастрофических последствий.
Под башней было обустроено двое ворот: одни проезжие, другие - святые, которые открывались только для крестных ходов.
Не менее внушительными выглядят и остальные башни монастыря,
особенно те, которые располагаются справа
и слева от Проездной башни (Водяная башня).
Осматривая "высокую каменную ограду" монастыря
любой обыватель может с уверенностью констатировать, что она не производит впечатление символического заграждения, которое отделяет обитель от внешнего мира, а является полноценной крепостью, способной противостоять натиску неприятеля. Только вот строительство этой цитадели завершилось тогда, когда уже Суздалю ничего не угрожало... Поэтому в последующие годы после завершения строительства монастырская крепость начала постепенно приходить в упадок.
В начале XVIII в., в связи с преобразованиями, проводимыми Петром I
все монастырское имущество "призывается на службу государству" и обитель лишается своего привилегированного положения. Позднее, с учреждением Монастырского приказа, все вотчины Спасского монастыря, а также оброчные статьи (мельницы, водоемы для рыбной ловли и др.) изымаются в пользу государства. Число монахов жестко регламентируется (их количество было ограничено 152 чел.) и им назначается фиксированное денежное и хлебное жалованье. С уменьшением монастырских доходов падает и благоустройство обители:
"в монастырских зданиях появляются разные ветхости, которые с большим трудом и не всегда своевременно исправляются; новых храмов и других каменных зданий в монастыре уже не строится..."
В начале XVIII в. монастырь обязывают содержать на свои средства отставных офицеров и нижних чинов (например, в 1752 г. к Спасскому монастырю было приписано 42 отставных офицера и рядовых, которым надо было выдать 450 рублей и 159 четвертей хлеба в год.
В 1764 г. указом Екатерины II монастырь был причислен ко второму классу. При этом число братии ограничено было 17 чел., а на содержание обители выделялось 1563 руб. в год.
Казалось бы, что после всех этих церковных реформ о Спасской обители можно было бы и забыть, но в 1767 г. монастырь вновь приобретает широкую, хотя и печальную, известность за пределами Суздаля - он становится центральным пунктом в средней части Российской империи, "крепостью",
"за стенами которой содержатся "безумствующие колодники" и все те, кто попытался уклониться от православной веры и церкви".
Первые "безумствующие колодники" проживали в больничных кельях при Никольском храме под присмотром военного караула,
а в последующие годы, в связи с расширением контингента заключенных, было выделено низкое длинное здание с домовой церковью в честь Корсунской иконы Божией матери, обнесенное каменной оградой.
За стенами этой ограды
в разные годы побывали: монах Авель (прорицатель семьи династии Романовых. Был сослан за предсказание дат смерти российских императоров);
старообрядческие иерархи Аркадий, Алимпий, Конон, Геннадий; организаторы сект К. Селиванов (секта скопцов), В. Подгорный (секта "подгорновцев"),
декабрист Ф.П. Шаховской.
Эта тюрьма в Спасской обители просуществовала до 1905 г., после чего была упразднена по распоряжению императора Николая II.
За все это время через "крепость" прошло 380 заключенных (63 были присланы до 1800 г.), треть из которых - лица духовного звания, представители белого и черного духовенства. Среди "постояльцев" были и светские молодые люди (сосланные в "крепость" по просьбе влиятельных родителей, т.к. их отпрыски "на воле вели предосудительный или даже позорный образ жизни"), и сознательные уклонисты от православной веры и церкви, и заключенные по политическим мотивам (например, священники, подозревавшиеся в участии в польском мятеже, в Имеретинском восстании на Кавказе и др.).
При этом, несмотря на наличие в стенах обители "исправительного учреждения" монастырская жизнь в этот период протекала своим обычным чередом.
Кроме этого в 1837 г. Спасский монастырь посетил цесаревич Алексей Николаевич, в 1850 г. - великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич. Вскоре после всех этих визитов высокопоставленных особ монастырь был возведен в степень первоклассного, а в 1904 г. в стенах обители торжественно отпраздновали 500-летие со дня кончины его основателя, преподобного Евфимия.
Однако, о былой тюрьме вспомнили после 1917 г. - в 1923 г. в стенах Спасского монастыря открывается лагерь ОГПУ,
в который на "перевоспитание" отправляют идейных противников советской власти. Среди них встречались как верующие (местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр Крутицкий), так и атеисты; как простые крестьяне, так и ученые (выдающиеся ученые-экономисты Н.Д. Кондратьев и Л.Н. Юровский); как коммунисты (известные деятели партии большевиков и комсомола В.И. Невский, М.Н. Рютин, Л.А. Шацкин), так и их идейные противники.
В 1941 г. лагерь ОГПУ преобразуется в фильтрационный пункт, куда свозятся солдаты побывавшие в плену у немцев или в окружении, а с 1943 по 1946 гг. в стенах Спасской обители располагается лагерь для военнопленных, первыми клиентами которого стали высшие офицеры немецкой армии попавшие в плен после Сталинградской битвы во главе с фельдмаршалом Паулюсом.
В 1946 г., после того, как вопрос с военнопленными был закрыт, в бывшем монастыре открывается детская колония, которая просуществовала до конца 60-х годов прошлого века.
С 1968 г. монастырь становится музеем и в настоящее время является составной частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в котором действуют ряд постоянных экспозиций ("Золотая кладовая", "Русская икона XVIII - нач. XX вв.", "Благовестники. Колокола XVIII-XX вв.", "Суздальская тюрьма" и др.).
Кроме этого, в воскресные дни в Спасо-Преображенском соборе совершаются Божественные литургии.
На этом мы расстаемся с одной из древнейших обителей на православной Руси,
но не покидаем Суздаль, а отправляемся к следующим его знаковым местам. Так что подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации, посвященные этому великолепному городу.
Источники информации:
1. Город Суздаль и его достопамятности. В Добронравов, 1912 г.
2. Суздаль и его достопамятности. Издание Губернской Ученой Архивной Комиссии, 1912 г.