Найти в Дзене
ИНТЕРСЕТ

Знакомство с Суздалем. Спасо-Евфимиев мужской монастырь, часть 2

Продолжаем наше знакомство с одним из знаковых мест Суздаля - Спасо-Евфимиевым монастырем.

Итак, после завершения Смутного времени и воцарения Михаила Федоровича Романова, для Спасской обители, наконец-то, наступили мирные времена, которые позволили монастырю не только оправиться от понесенного разорения, но и приумножить свое благосостояние: он получает еще две вотчины от князей Пожарских и приобретает в Москве подворье на "Рождественке в Кузнецах". Кроме этого, монастырских средств хватает и на строительство

"высокой каменной ограды с 12 величественными башнями. Ограда имеет в окружности 542 сажени (1156 м), высота ее с западной стороны 3 1/2 саж. (7,5 м), с остальных сторон 4 саж. (8,5 м); толщина стен везде не менее 3 аршин (2,1 м)..."

Фотография Прокудина-Горского 1912 г.
Фотография Прокудина-Горского 1912 г.

Наиболее эффектно смотрится южная сторона монастырской ограды.

-3

Именно здесь, над святыми вратами

"возвышается грандиозная (11 саж. высоты до крыши) четырехугольная башня с бойницами и окнами.
-4
Эта башня, по-видимому, имела назначение и сторожевой башни, ибо из верхних ее окон открывается далекий вид на безлесные окрестности Суздаля..."

-5

Сегодня, восхищаясь этой башней, которую называют Проездной, сложно себе представить, что в первой половине XIX в. ей грозило полное разрушение.

-6

Все дело в том, что от удара молнии в башне образовалась широкая трещина, которая пронизывала сооружение сверху до низу. Потребовалось много усилий, чтобы избежать катастрофических последствий.

Под башней было обустроено двое ворот: одни проезжие, другие - святые, которые открывались только для крестных ходов.

-7

Не менее внушительными выглядят и остальные башни монастыря,

-8

-9

особенно те, которые располагаются справа

-10

и слева от Проездной башни (Водяная башня).

-11

Осматривая "высокую каменную ограду" монастыря

-12

любой обыватель может с уверенностью констатировать, что она не производит впечатление символического заграждения, которое отделяет обитель от внешнего мира, а является полноценной крепостью, способной противостоять натиску неприятеля. Только вот строительство этой цитадели завершилось тогда, когда уже Суздалю ничего не угрожало... Поэтому в последующие годы после завершения строительства монастырская крепость начала постепенно приходить в упадок.

В начале XVIII в., в связи с преобразованиями, проводимыми Петром I

-13

все монастырское имущество "призывается на службу государству" и обитель лишается своего привилегированного положения. Позднее, с учреждением Монастырского приказа, все вотчины Спасского монастыря, а также оброчные статьи (мельницы, водоемы для рыбной ловли и др.) изымаются в пользу государства. Число монахов жестко регламентируется (их количество было ограничено 152 чел.) и им назначается фиксированное денежное и хлебное жалованье. С уменьшением монастырских доходов падает и благоустройство обители:

"в монастырских зданиях появляются разные ветхости, которые с большим трудом и не всегда своевременно исправляются; новых храмов и других каменных зданий в монастыре уже не строится..."

В начале XVIII в. монастырь обязывают содержать на свои средства отставных офицеров и нижних чинов (например, в 1752 г. к Спасскому монастырю было приписано 42 отставных офицера и рядовых, которым надо было выдать 450 рублей и 159 четвертей хлеба в год.

В 1764 г. указом Екатерины II монастырь был причислен ко второму классу. При этом число братии ограничено было 17 чел., а на содержание обители выделялось 1563 руб. в год.

Казалось бы, что после всех этих церковных реформ о Спасской обители можно было бы и забыть, но в 1767 г. монастырь вновь приобретает широкую, хотя и печальную, известность за пределами Суздаля - он становится центральным пунктом в средней части Российской империи, "крепостью",

"за стенами которой содержатся "безумствующие колодники" и все те, кто попытался уклониться от православной веры и церкви".

Первые "безумствующие колодники" проживали в больничных кельях при Никольском храме под присмотром военного караула,

-14

а в последующие годы, в связи с расширением контингента заключенных, было выделено низкое длинное здание с домовой церковью в честь Корсунской иконы Божией матери, обнесенное каменной оградой.

Тюремная "крепость"
Тюремная "крепость"

За стенами этой ограды

-16

в разные годы побывали: монах Авель (прорицатель семьи династии Романовых. Был сослан за предсказание дат смерти российских императоров);

-17

старообрядческие иерархи Аркадий, Алимпий, Конон, Геннадий; организаторы сект К. Селиванов (секта скопцов), В. Подгорный (секта "подгорновцев"),

-18

декабрист Ф.П. Шаховской.

-19

Эта тюрьма в Спасской обители просуществовала до 1905 г., после чего была упразднена по распоряжению императора Николая II.

-20

За все это время через "крепость" прошло 380 заключенных (63 были присланы до 1800 г.), треть из которых - лица духовного звания, представители белого и черного духовенства. Среди "постояльцев" были и светские молодые люди (сосланные в "крепость" по просьбе влиятельных родителей, т.к. их отпрыски "на воле вели предосудительный или даже позорный образ жизни"), и сознательные уклонисты от православной веры и церкви, и заключенные по политическим мотивам (например, священники, подозревавшиеся в участии в польском мятеже, в Имеретинском восстании на Кавказе и др.).

При этом, несмотря на наличие в стенах обители "исправительного учреждения" монастырская жизнь в этот период протекала своим обычным чередом.

-21

Кроме этого в 1837 г. Спасский монастырь посетил цесаревич Алексей Николаевич, в 1850 г. - великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич. Вскоре после всех этих визитов высокопоставленных особ монастырь был возведен в степень первоклассного, а в 1904 г. в стенах обители торжественно отпраздновали 500-летие со дня кончины его основателя, преподобного Евфимия.

Однако, о былой тюрьме вспомнили после 1917 г. - в 1923 г. в стенах Спасского монастыря открывается лагерь ОГПУ,

-22

в который на "перевоспитание" отправляют идейных противников советской власти. Среди них встречались как верующие (местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр Крутицкий), так и атеисты; как простые крестьяне, так и ученые (выдающиеся ученые-экономисты Н.Д. Кондратьев и Л.Н. Юровский); как коммунисты (известные деятели партии большевиков и комсомола В.И. Невский, М.Н. Рютин, Л.А. Шацкин), так и их идейные противники.

В 1941 г. лагерь ОГПУ преобразуется в фильтрационный пункт, куда свозятся солдаты побывавшие в плену у немцев или в окружении, а с 1943 по 1946 гг. в стенах Спасской обители располагается лагерь для военнопленных, первыми клиентами которого стали высшие офицеры немецкой армии попавшие в плен после Сталинградской битвы во главе с фельдмаршалом Паулюсом.

-23

В 1946 г., после того, как вопрос с военнопленными был закрыт, в бывшем монастыре открывается детская колония, которая просуществовала до конца 60-х годов прошлого века.

С 1968 г. монастырь становится музеем и в настоящее время является составной частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в котором действуют ряд постоянных экспозиций ("Золотая кладовая", "Русская икона XVIII - нач. XX вв.", "Благовестники. Колокола XVIII-XX вв.", "Суздальская тюрьма" и др.).

-24

Кроме этого, в воскресные дни в Спасо-Преображенском соборе совершаются Божественные литургии.

На этом мы расстаемся с одной из древнейших обителей на православной Руси,

-25

но не покидаем Суздаль, а отправляемся к следующим его знаковым местам. Так что подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые публикации, посвященные этому великолепному городу.

Источники информации:

1. Город Суздаль и его достопамятности. В Добронравов, 1912 г.

2. Суздаль и его достопамятности. Издание Губернской Ученой Архивной Комиссии, 1912 г.