Почему в конечном счёте мы все оказываемся не прочь послушать песен каторжного толка? Почему нас так манит эта романтика большой дороги, живописания тягот централов и перегонов, тоски по воле за забором? В отдельных случаях мы бываем просто невероятно очарованы вот этой вот самой тоской лихого человека и даже всенепременно нам (для успокоения души) требуется самим спеть что-нибудь эдакого. Всё это почему и отчего?
Ответа на этот вопрос я вам не дам, так как я его не знаю и даже не буду пытаться гадать. Просто хочу в этом свете поделиться результатами одного интересного наблюдения. А суть его вот какое: при всех «за» и «против» наибольшей тягой к блатной песне всегда и постоянно демонстрировали (ну кроме, разумеется, самих представителей, для которых это вот всё – часть образа жизни) люди довольно-таки интеллигентные и широко образованные. Не все, естественно, но отдельные их представители. Вот именно они-то этим очарованием и этой самой романтикой завсегда были прямо-таки пронизаны. И так вот вышло в моей жизни, что именно от таких вот интересных в быту и на работе дядь и тёть я черпал сведения об отдельно-взятых исполнителях блатного жанра, да и сам эти исполнители ко мне через этих необычных проводников как раз и попадали.
Может это и прозвучит удивительно, но в результате такой вот нетривиальной подачи материала мою душу довольно чётко «попали» отдельно-взятые исполнители и песни. Вот именно такими личными перлами, а также и историями их появления в моей жизни, мне сегодня хотелось бы с вами поделиться:
Когда я был маленький, то со мной по соседству жила профессор психологии. У неё был брат – авторитетной вор-рецидивист. Но не от него я узнал про всё это. Он, справедливости ради надо сказать, про это вот про всё вообще не рассказывал и не пропагандировал, ссылаясь на то, что оно нам (мне и моим друзьям) вообще не надо и у нас совсем другая дорога по жизни. А вот сестра его, та очень любила Владимира Семёновича. Всего и скопом. Так-то в принципе именно она меня с ним, как таковым и познакомила. Но и блатной срез Высоцкого я так же познал даже ещё до других срезов находясь у неё же в гостях. По сложившейся на тот момент традиции оставила меня у себя, пока сама побежала по каким-то делам, профессор выдала мне какую-то книгу с интересными картинками, поставила мне же бобину с шуточными песнями Владимира Высоцкого, а сама пошла что-то там писать. Под конец первой стороны вдруг звук как-то резко поменялся в худшую сторону, Владимир Семёнович объявил: «Я был душой дурного общества» и дальше началось такое, что переключило в моей голове какой-то тумблер. Если честно, то я тогда практически ничего не понял. Но вот посыл был там видимо настолько сильный, что я потом всё подростничество эту песню вспоминал, пытался найти, а когда нашёл и внимательно послушал, то … ужаснулся от того, как вообще ребёнку в шесть лет такое могло вообще понравиться. И вот тем не менее – понравилось. Видимо будучи малышом я сразу прозрел в корень. Ведь несмотря на весь воровской антураж песня-то про вечные человеческие ценности: честность, порядочность и принципиальность.
Несколько позже, когда я учился в пятом классе, блатная песня вернулась в мою жизнь. Её источником стал папа моего одноклассника, который на тот момент времени был заместителем главного инженера проектно-строительной организации. Интеллигентный человек, типичный заумный очкарик, который решал кроссворды в журнале «Наука и жизнь». При этом был он большим любителем хард-рока. От того у него имелась неслабая коллекция соответствующего винила, которым его сын делился со мной. Так вот однажды мне был принесён пласт группы Rainbow, а там вместо нужного диска был ошибочно вставлен совсем другой диск. И вот как же мне этот самый пласт зашёл, просто вах! С другой стороны, оно и понятно – Михаил Танич плохого не сделает. В общем-то получилось так, что эта вот блатная тема оказалась местами даже и получше всего прочего творчества Танича, хотя, конечно, это чисто моё субъективное мнение. Там всё было хорошо, но как-то прям глубоко в душу села строчка про то, что «птицы в клетке, звери в клетке, а на воле – вороньё». Я прям как-то тогда ещё осознал, что «Птичий рынок», как и всё творчество группы Лесоповал, это аллюзия не столько на зону, сколько на всё наше общество с его дурным разделением людей на зверей, птиц, свиней и коня …
Конечно же я знал про Александра Розенбаума с детских лет и был даже очень хорошо знаком с его творчеством, представленным на тех самых трёх винилах от «Мелодии». Но вот с его блатной песней я познакомился куда позже – ближе к старшим классам школы. Самое парадоксальное, что почти все эти дивные напевы я неоднократно слышал, но в исполнении других артистов жанра. Вот именно поэтому я им особого внимания не уделял и пойманный обрывок текста так и оставался обрывком. Но вот однажды мой учитель физики, услышав, как я с друзьями спорю на тему того, что «Розенбаум – это попса» подозвал меня и спросил: «Ну что, тебе нравится Александр Розенбаум?» Я сказал, что так-то да, но в целом я не фанат. На это он как-то понимающе кивнул, а через неделю после урока он мне протянул кассету и сакрально так сказал: «Вот, послушай. Здесь Розенбаум точно не попса». На кассете оказалась подборка тех самых песен, которые уже нарицательно можно звать «Гоп-стоп» шлягеры. Естественно и сам этот блокбастер там был и конкретно он мне в мозг въехал основательно. И ведь это ж не просто песня – это ж целый рассказ в стихах. О любви, о верности, о чести, о дружбе и не дружбе. Тем он и ценен.
Мальчик-отличник, окончивший торговый институт с отличием, написавший и защитивший один из лучших дипломов по управлению запасами … как-то повстречался мне на жизненном пути. Аккурат тогда, когда я пошёл в старшую школу и очень сильно увлёкся всем этим свердловским роком – Наутилус, Агата Кристи, Настя, ЧайФ. И этот закрутившийся в водовороте девяностых вундеркинд, продавая мне очередную кассету записей братьев Самойловых в магазине с говорящим названием Мелодия, говорит: «А ты знаешь, на чьих они инструментах они играли в начале 80-ых?» Ну вот откуда ж мне было тогда знать. Он просветил и поведал эпичную историю Александра Новикова. Кроме прочего, дал погонять свою кассету с первым альбомом этого свердловского Улисса от музыки. Если честно, то я от этого дела, тогда как-то сразу удивился. То есть это всё было натуральным кабаком и блатной малиной очень далёкой от занимающего тогда мою душу рока. Тем не менее в этом во всём был какой-то нереальный драйв, которого далеко не у всех рокеров можно было найти. А вот конкретно песня «В Екатеринбурге» была и есть именно такой, каким должен был бы быть настоящий русский гангстер-рэп. Однако такого нет, и слава богу – у нас своя атмосфера по этой части имеется.
Любил я захаживать в один музыкальный магазин, расположенный на центральной улице города. Там было много всего интересного. Само собой, музыка на кассетах, дисках и VHS. Но ведь ещё же там валом было всякой неформальской атрибутики, которая волновала меня не меньше (а порой даже больше) музыкальных составляющих. Магазином этим рулил маленький добренький еврейчик. Ну то есть он был не хозяин, но продавал и с публикой общался точно он. Так-то с ним можно было завести речь про любой альбом любой группы, и он активно поддерживал разговор. То есть погруженность дядечки в тему была полной.
И вот однажды, будучи уже на втором курсе вуза, я пришёл в этот самый магазинчик за диском группы Korn, а ушёл с диском группы Братья Жемчужные … дело было совсем не в том, что дядечка меня загипнотизировал, нет всё было не так. Загипнотизировали меня сами братья. Так-то погоняв тот самый диск того самого Korn я как-то усомнился, что он мне нужен и собирался уже уходить, как дядечка включил то, от чего я встал как вкопанный. Звучали те самый «Вишни в саду у дяди Вани». Мать моя родная, сколько ж раз я их слышал где-то как-то мимоходом и так вот прям хотел в них погрузиться. Я вернулся к прилавку, спросил у дядечки, кто это поёт. А он, с лёгкостью, с которой только что мне рассказывал про новый альбом Korn, начал рассказывать про Братьев Жемчужных с Аркадием Северным и листать с комментариями этот самый диск. А там за Вишнями пошли такие вещи, что прямо ого-го. Я, естественно, не выдержал и купил дисочек. Очень, хочу сказать, милая вещь была – эти Братья и Аркадий. Казалось бы, темы все – урло урлом, но ведь они ж про добрую, бесшабашную и широкую русскую душу.
На этом у меня на сегодня по теме всё. Было б любопытно узнать, а как у вас, дорогие мои читатели, с блатной песне дела обстоят? Дружите ли вы с ней по мере сил? Есть ли у вас любимые композиции этого жанра? И естественно кто-то наверняка вспомнит мои предыдущие заметки по этой же теме, как видите тему я немного знаю и ничто человеческое мне не чуждо.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.