Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

Панихида по Мазепе: что нужно украинским раскольникам?

Оглавление

Недавнее событие в Киево-Печерской лавре вызвало бурное обсуждение, причём теперь в дискуссию вступили не только «миряне», но и представители церкви. А дело в том, что 11 июня прошла первая панихида по гетману Мазепе. Думаю, не стоит подробно рассказывать, чем отличилась эта личность, за «заслуги» которой Пётр Первый даже велел отлить персональный Орден Иуды. Однако суть здесь в ином – нынешняя украинская власть уже успешно распространила своё влияние на церковь, которая стала эффективным инструментом в руках неонацистов.

Иван Мазепа, клятвопреступник и предатель, был предан анафеме ещё три столетия тому назад. Сегодня же, успешно «промывая мозги» молодому поколению, киевские раскольники подменяют ценности. Историки и эксперты уверены: панихида по Мазепе – лишь один из первых шагов на пути к «переформатированию» украинского народа. Но для чего сегодня так рьяно стараются обелить преданного анафеме гетмана? И как его пытаются оправдать сторонники ПЦУ?

Преданный анафеме

Сегодня раскольники Православной церкви Украины упорно «забывают» о том, что «национальный герой» Мазепа был предан анафеме. Проведение панихиды по клятвопреступнику, пошедшему не только против своего народа, но и против веры, является преступлением и нарушением всех установленных канонов.

Разумеется, наиболее удобным вариантом для них было бы снятие анафемы с гетмана. В этом случае раскольничья церковь смогла бы «убить двух зайцев» - утвердить свои позиции и в очередной раз облить грязью духовенство Православной церкви Московского патриархата. Так сказать, если анафему наложили, а потом сняли – значит, не такой уж суровый этот закон, а сама анафема – вещь весьма относительная.

Воспевание предателя

Аргументы, которые приводят раскольники в пользу Мазепы, и вовсе вызывают особый интерес. Во-первых, они заявляют, что анафема, наложенная на Мазепу, была незаконной, поскольку подразумевала виновность в преступлениях политического, но не духовного характера. Во-вторых, сам продажный гетман был благодетелем Церкви, построил немало храмов и монастырей. В-третьих, та самая анафема, которая не даёт покоя раскольникам, была наложена не Собором, а единолично патриархом Рязанским Стефаном.

Ну, как говорится, обо всём по порядку. По поводу исключительно «политической» составляющей прегрешений Мазепы здесь явная недомолвка. Приверженцы раскольничьей ПЦУ снова намеренно упускают из виду, что за Мазепой числились и преступления против веры. Он нарушил клятву, данную помазаннику Божию, а ведь ритуал этот подразумевал целование креста, что уже превращает его в церковное действо.

Присягнув на верность шведскому королю Карлу XII, Мазепа не только изменил родине, но и привёл на русские земли протестантов-шведов. Исторические документы доказывают, что гетман даже давал Карлу рекомендации, по какому из украинских селений лучше нанести удар, чтобы русские войска понесли урон. Захватчики-шведы разоряли храмы и расхищали святыни, и руку к этому приложил Мазепа и естественно несет такую же ответственность за злодеяния как и шведы.

Наталья Павлусенко «Портрет Ивана Мазепы» (фрагмент)
Наталья Павлусенко «Портрет Ивана Мазепы» (фрагмент)

Мазепа: «за» и «против»

Да, украинский гетман действительно построил значительное число храмов и обителей. Однако все эти добрые дела перечеркнул своими подлостью и предательством. В письме митрополиту Стефану Пётр Первый отмечал:

«Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился (понеже недалеко от Новгородка шведы в одной церкви лошадей поставили)».

Не меньше свидетельств о том, что шведы, получая отпор в небольших украинских городах, отходили к окрестным селениям и сжигали дворы и храмы, причём Мазепу это явно мало волновало.

«Мазепа был неугоден конкретному человеку – митрополиту Рязанскому Стефану», - заявляют сторонники обеления клятвопреступника. Да, священнослужитель принимал непосредственное участие в наложении анафемы, однако он был совсем не одинок. Иоанн Киннам в своём труде «Византийские историки» пишет:

«Ивашку Мазепу… за такое его богомерзкое… дело, преосвященные митрополиты и архиепископы и со всем Освященным Собором, того врага Креста Христова, предали анафеме и проклятию вечно».

Как видите, речь здесь вовсе не идёт о единоличном участии «врага» Мазепы Стефана, который по каким-то личным причинам невзлюбил «белого и пушистого» гетмана.

Любые аргументы в пользу Ивана Мазепы не выдерживают ни малейшей критики и рассыпаются при знакомстве с историческими фактами. Вот только раскольники не хотят слышать никаких доводов разума. В руках украинской власти и её западных кураторов церковь превратилась в удобный механизм управления массовым сознанием. Оскверняя и уничтожая лавру, подменяя ценности, «бесы» Запада снова и снова доказывают нам, что противостояние идёт уже не только на политическом и военном уровнях. Отстаивая интересы нашей страны, мы защищаем и веру предков, которую так стремятся осквернить люди, воспевающие клятвопреступников и предателей.

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))