Найти тему
Павел Рябчиков

Как репетитору говорить с клиентом о деньгах?

Дорогие мои читатели! Это автоответчик Пал Саныча)) Меня некоторое время не будет, эта и несколько других статей будут выходить в режиме отложенного постинга, поэтому я не сразу увижу ваши замечательные нравлики, не вдруг прочитаю и отвечу на ваши душевные комментарии, и да, я буду без вас (это не шутка, я к вам привыкаю уже очень) скучать. Не теряйте меня, скоро вернусь!

Вопрос денег - животрепещущий вопрос. Для многих - очень некомфортный. Сам через это проходил, поэтому, думаю, стоит поскрести по сусекам, рассказать, как оно лучше.

Результат генерации по запросу "Онлайн-репетитор ведёт строгий учёт заработанных денег, складывая их в сундуки и мешки", стиль: 4k. Хм. Мотивирует.
Результат генерации по запросу "Онлайн-репетитор ведёт строгий учёт заработанных денег, складывая их в сундуки и мешки", стиль: 4k. Хм. Мотивирует.

Занялся я тут чисткой обилия чатов в мессенджерах. Полезное, оказывается, дело, в качестве снотворного неплохо. У меня этого добрища скопилось за несколько лет столько, что уже высыпается на ходу из телефона. И наткнулся на чаты со стаааарыми клиентами, они у меня были ещё когда ценник у меня трёхзначным был. По нынешним меркам - чуть дороже студенческого.

На самом деле считаю любой ценник вполне достойным. Но вы, дорогие читатели, достойны гораздо большего, чем начальный уровень. Не воспринимайте как лесть.

Бывало такое, что я помнил три слова, которые мешают нормально получать деньги за свою работу. Те самые. Которые "клиент всегда прав". И настроения эти слова никак не прибавляли.

Потому что стараешься клиентам доверять. Чем они пользуются с толстым удовольствием. То есть, ты тратишь время и усилия, работаешь с митрофанушками и марфушеньками-душеньками, а папеньки да маменьки, что финансировать сей процесс подвизались, достают из широких штанин из амбаров да сусеков всяческие метизы, да возлагают оные на твою работу и на тебя лично.

Допустим БОЛТ выглядит не так, но Кандинскому виднее. Тоже, знаете, внушает. Особенно молнии. Результат генерации по запросу "Огромный болт, положенный на репетитора", стиль: 4k
Допустим БОЛТ выглядит не так, но Кандинскому виднее. Тоже, знаете, внушает. Особенно молнии. Результат генерации по запросу "Огромный болт, положенный на репетитора", стиль: 4k

Нет, так поступает меньшинство. Родители - обычные люди, а люди в массе своей - хорошие. Правда. Другое дело, что один безответственный тип испортит настроение, задержав оплату порой на несколько дней. У меня стали налаживаться дела именно тогда, когда я решил прекратить эти высасывающие кровушку отношения с людьми, которых - внимание! - я никогда не встречу в реальной жизни.

Это было боже, как я стар четыре года назад (да, прикиньте, сколько времени ватсапп не чистил). Просто написал людям, "забывшим" заплатить мне за последние занятия несколько добрых слов.

С учеником занимались дважды в неделю, оплата поступала на следующий день, как правило. А тут - нате вам.
С учеником занимались дважды в неделю, оплата поступала на следующий день, как правило. А тут - нате вам.

Видите? В разъездах. Забыла. То есть, человек занят делами, они важны, они ПРИНОСЯТ деньги. А репетитор - это РАСХОДЫ, это неприятно, поэтому об этом можно забыть.

Но мы-то так не думаем! Напоминаем.

И ничего, знаете, никто не умер от получения подобного напоминания. Вот ещё пример.

Тут я уже вот прям недовольство выражаю. Потому что занятие было, кажется, в четверг, а оплату за него мне перевели, по-моему, в следующий вторник. Вот ни разу это не "я забыла", потому что это было систематически. Кстати, после этого случая ценник мой стал четырёхзначным.
Тут я уже вот прям недовольство выражаю. Потому что занятие было, кажется, в четверг, а оплату за него мне перевели, по-моему, в следующий вторник. Вот ни разу это не "я забыла", потому что это было систематически. Кстати, после этого случая ценник мой стал четырёхзначным.

Как сделать, чтобы такого не было? Вводить предоплату. Можно сразу помесячно.

Ага, легко сказать. А ты вот это родителям ученика скажи, точнее, научи, как мне об этом с ними говорить!

Записывайте.

Прежде всего, научитесь небрежно и естественно озвучивать цену. Для этого стоит просто потренироваться произносить вслух, наедине с собой: стоимость занятия, допустим, две тысячи рублей. "Я беру за занятие две тысячи рублей" произнести труднее. Но и до этого дойдёте. Обезличенную фразу произнести легче. Со временем, с ростом самоуважения, вставить местоимение "я" будет нетрудно.

Естественно, мы боимся вопроса "Почему так дорого???", хотя ни разу это не дорого. Ответ универсален. "Моя квалификация позволяет устанавливать и более высокую цену". "Мой опыт вполне заслуживает этого". "Со следующего месяца это будет стоить на триста (пятьсот) рублей дороже". Эти фразы тоже стоит отрепетировать.

А если скажет клиент, что всё равно дорого и уйдёт?

Да пусть уходит. Он позвонил вам, увидев ваше объявление. А там - напоминаю - вы установили цену, и он с ней ознакомился. Поверьте, клиент прекрасно знает, сколько он готов потратить на ваши услуги, другое дело, что хочет цену скостить - я не позволяю. Речь идёт о МОЁМ доходе. И, раз клиент позвонил, цена его привлекла. Поэтому, кстати, будьте уверены в себе, когда рассказываете о том, как будут проходить уроки.

В некоторых странах принято торговаться до хрипоты, сбивая цену чуть ли не до четверти. Помните, что восточный базар - это забавно, романтично (если запахи за скобки вынести), но к вашему доходу отношения не имеет.

Далее. Что там с предоплатой? А вот что.
Конечно же, брать деньги вперёд может показаться труднее, чем по факту выполненной работы. Но и
кинуть не заплатить оговоренные деньги бывает так соблазнительно... Чем многие и не брезгуют воспользоваться. Поэтому снова используем фразы, где якобы нет эгоизма:

  • "Расплачиваемся МЫ заблаговременно" (да, МЫ)
  • "Утром деньги - вечером стулья" (да, клише очень помогают)
  • "При оплате за месяц можем сделать небольшую скидку" (не надо 😉😊)
  • "Обычно предоплата берётся за месяц, но можем сделать и понедельно" (Видите? Тоже обезличено максимально)

Напоминать о том, что эти фразы тоже регулярно репетируются, думаю, не стоит, вы и так всё понимаете.

На возражения "А вот с другим репетитором мы..." отвечаем:

"К сожалению, некоторые ученики задерживают оплату и возникает путаница, поэтому таковы правила, извините".

Многие родители прекрасно понимают что предоплата рано или поздно восторжествует, поэтому предпочитают идти навстречу. В этом году родители двоих моих учеников сами производили расчёты (потому что хотели понавтыкать в расписание дополнительных занятий в свободные часы, чему я, соответственно, только потакал), оплачивали до начала следующего месяца. так что идея распространяется. Провайдеры вон за следующий месяц абонентскую плату берут, не забывая трижды в год её повышать. И фитнес-клубы. И частные школы с садиками. И вообще все. А мы чем хуже? Мы лучше.

И, на правах финального аккорда, очень советую в качестве терапевтической метафоры почитать рассказ великого Роберта Шекли "Из луковицы в морковь".

Очень способствует укреплению духа 😉

Обнимаю.

Ваш Пал Саныч Рябчиков

P.S. О психологической крепости мы ещё поговорим. Пал Саныч же не только по обучению информатике, он, вообще-то, и по душеведению диплом и практику имеет. Правда, статьи его на эту тему почему-то не слишком популярны... Ну да ладно.

Ещё раз обнимаю.