Найти в Дзене
GigaScience

Как Илон Маск придумал Starship? Часть 2.

<<< К предыдущей части.

Эра SpaceX и идея Starship.

SpaceX появился на космической арене, как небольшая частная компания с амбициозными планами, но уже в 2008 году сделала серьёзное заявление, успешно запустив свою первую ракету Falcon 1. Этот проект стал важным шагом на пути к созданию многоразовых ракет и явил собой смелый вызов традиционному подходу к космическим путешествиям.

Первая ступень ракеты Falcon 9 возвращается на специально оборудованную морскую платформу после выполнения каждой миссии.
Первая ступень ракеты Falcon 9 возвращается на специально оборудованную морскую платформу после выполнения каждой миссии.

Falcon 9, преемник Falcon 1, стал реальной вехой в космической индустрии. Он был первой орбитальной ракетой, первая ступень которой могла вернуться на Землю и совершить вертикальную посадку (посредством включения своих двигателей) после выполнения своей миссии. Это было принципиально новым явлением в ракетостроении и на тот момент это научились делать только SpaceX. Стараясь снизить стоимость полётов в космос, компания пошла дальше и разработала Falcon Heavy, который мог вывести на орбиту еще больше груза.

Общий вид одного из прототипов корабля Starship.
Общий вид одного из прототипов корабля Starship.

Но все эти достижения, по сути, были прелюдией к настоящему проекту века – космическому кораблю Starship. Это машина, в разы превосходящая по грузоподъёмности Falcon 9 и Falcon Heavy, появилась как логическое продолжение взглядов Илона Маска на будущее космических путешествий. Она была специально разработана для колонизации Марса, что ставит её в один ряд с самыми амбициозными проектами в истории человечества.

Starship представляет собой космический корабль полного цикла, который включает в себя две ступени, способные к многократному использованию, что делает его экономически выгодным для массовых межпланетных путешествий. Концепция Starship берёт лучшее из предыдущих поколений космических кораблей и объединяет их в ракете, которая открывает новые горизонты в космических исследованиях.

Инженеры SpaceX на фоне двигателей первой ступени системы Starship-SuperHeavy.
Инженеры SpaceX на фоне двигателей первой ступени системы Starship-SuperHeavy.

Дизайн Starship: материалы, двигатели, топливо.

Сам корабль Starship состоит из двух ключевых частей: первой ступени, именуемой Super Heavy, и второй ступени — самого Starship. Вся эта структура в высоту достигает приблизительно 120 метров, что делает её одной из самых высоких ракет в истории.

Одна из наиболее заметных особенностей Starship — это выбор материала для корпуса. Вместо традиционных для космической отрасли материалов, таких как алюминий или углепластики, SpaceX выбрала нержавеющую сталь. И хотя она тяжелее, но обладает отличной термической стойкостью и стоит значительно дешевле, что важно для создания экономически эффективной многоразовой ракеты.

Двигательные установки Starship тоже весьма уникальны. Корабль оснащён двигателями Raptor, работающими на метане и кислороде. Это первые двигатели, применяющие такую схему — двигатель закрытого цикла с полной газификацией компонентов топлива, работающий на жидком метане и жидком кислороде. Использование метана как топлива имеет ряд преимуществ, в перспективе включая его дешевизну, а также возможность его производства на других планетах, например, на Марсе, что вписывается в долгосрочные планы SpaceX.

Сам дизайн Starship также является смесью инноваций и проверенных временем концепций. Взлетная часть Super Heavy с возвращаемыми ступенями напоминает дизайн Falcon 9, хотя в разы увеличен в размерах. Вторая ступень - Starship - имеет конусообразную форму, которая обеспечивает аэродинамическую стабильность при возвращении в атмосферу и достаточно пространства для грузов и пассажиров.

Теплозащитные плитки на корпусе Starship, предотвращающие разрушение конструкционных материалов корабля при входе в атмосферу.
Теплозащитные плитки на корпусе Starship, предотвращающие разрушение конструкционных материалов корабля при входе в атмосферу.

Принципы многоразовости Starship и их значимость.

Возможность повторного использования ракеты — один из ключевых принципов, лежащих в основе проекта Starship. Многоразовость значительно снижает стоимость космических полетов, делая их более доступными и эффективными. Она обеспечивает снижение времени на подготовку между запусками, что может привести к значительному увеличению космической активности и открытию новых возможностей для исследования космоса.

Starship и Super Heavy предназначены для вертикальной посадки на Землю после завершения своей миссии, аналогично тому, как это делают первые ступени ракет-носителей Falcon 9 и Falcon Heavy. Это достигается с помощью специального набора двигателей и конструкции корабля, которые позволяют ему маневрировать в атмосфере и совершать контролируемую посадку.

Но многоразовость Starship не ограничивается его способностью возвращаться на Землю. Он также может взлетать с поверхности других планет или лун, что открывает потенциал для продолжительных межпланетных путешествий и даже колонизации.

Аэродинамические поверхности - "крылья" корабля позволяют управлять процессом снижения в атмосфере при посадке.
Аэродинамические поверхности - "крылья" корабля позволяют управлять процессом снижения в атмосфере при посадке.

Важность этого подхода нельзя переоценить. Во-первых, он может значительно снизить стоимость полетов в космос. Во-вторых, он может ускорить темп космических исследований, позволяя нам чаще и быстрее отправлять миссии на другие планеты. В-третьих, он открывает путь для регулярных и доступных полетов в космос для частных лиц и компаний, что может способствовать росту новой космической экономики и общества.

Илон Маск описывает Starship как "межпланетный транспортный корабль", который может обеспечить будущее человечества как "межпланетного вида". Эта ракета не просто перевозит людей и грузы из точки А в точку Б; она открывает новую эру в исследовании космоса.

Читать продолжение. >>>