Эра SpaceX и идея Starship.
SpaceX появился на космической арене, как небольшая частная компания с амбициозными планами, но уже в 2008 году сделала серьёзное заявление, успешно запустив свою первую ракету Falcon 1. Этот проект стал важным шагом на пути к созданию многоразовых ракет и явил собой смелый вызов традиционному подходу к космическим путешествиям.
Falcon 9, преемник Falcon 1, стал реальной вехой в космической индустрии. Он был первой орбитальной ракетой, первая ступень которой могла вернуться на Землю и совершить вертикальную посадку (посредством включения своих двигателей) после выполнения своей миссии. Это было принципиально новым явлением в ракетостроении и на тот момент это научились делать только SpaceX. Стараясь снизить стоимость полётов в космос, компания пошла дальше и разработала Falcon Heavy, который мог вывести на орбиту еще больше груза.
Но все эти достижения, по сути, были прелюдией к настоящему проекту века – космическому кораблю Starship. Это машина, в разы превосходящая по грузоподъёмности Falcon 9 и Falcon Heavy, появилась как логическое продолжение взглядов Илона Маска на будущее космических путешествий. Она была специально разработана для колонизации Марса, что ставит её в один ряд с самыми амбициозными проектами в истории человечества.
Starship представляет собой космический корабль полного цикла, который включает в себя две ступени, способные к многократному использованию, что делает его экономически выгодным для массовых межпланетных путешествий. Концепция Starship берёт лучшее из предыдущих поколений космических кораблей и объединяет их в ракете, которая открывает новые горизонты в космических исследованиях.
Дизайн Starship: материалы, двигатели, топливо.
Сам корабль Starship состоит из двух ключевых частей: первой ступени, именуемой Super Heavy, и второй ступени — самого Starship. Вся эта структура в высоту достигает приблизительно 120 метров, что делает её одной из самых высоких ракет в истории.
Одна из наиболее заметных особенностей Starship — это выбор материала для корпуса. Вместо традиционных для космической отрасли материалов, таких как алюминий или углепластики, SpaceX выбрала нержавеющую сталь. И хотя она тяжелее, но обладает отличной термической стойкостью и стоит значительно дешевле, что важно для создания экономически эффективной многоразовой ракеты.
Двигательные установки Starship тоже весьма уникальны. Корабль оснащён двигателями Raptor, работающими на метане и кислороде. Это первые двигатели, применяющие такую схему — двигатель закрытого цикла с полной газификацией компонентов топлива, работающий на жидком метане и жидком кислороде. Использование метана как топлива имеет ряд преимуществ, в перспективе включая его дешевизну, а также возможность его производства на других планетах, например, на Марсе, что вписывается в долгосрочные планы SpaceX.
Сам дизайн Starship также является смесью инноваций и проверенных временем концепций. Взлетная часть Super Heavy с возвращаемыми ступенями напоминает дизайн Falcon 9, хотя в разы увеличен в размерах. Вторая ступень - Starship - имеет конусообразную форму, которая обеспечивает аэродинамическую стабильность при возвращении в атмосферу и достаточно пространства для грузов и пассажиров.
Принципы многоразовости Starship и их значимость.
Возможность повторного использования ракеты — один из ключевых принципов, лежащих в основе проекта Starship. Многоразовость значительно снижает стоимость космических полетов, делая их более доступными и эффективными. Она обеспечивает снижение времени на подготовку между запусками, что может привести к значительному увеличению космической активности и открытию новых возможностей для исследования космоса.
Starship и Super Heavy предназначены для вертикальной посадки на Землю после завершения своей миссии, аналогично тому, как это делают первые ступени ракет-носителей Falcon 9 и Falcon Heavy. Это достигается с помощью специального набора двигателей и конструкции корабля, которые позволяют ему маневрировать в атмосфере и совершать контролируемую посадку.
Но многоразовость Starship не ограничивается его способностью возвращаться на Землю. Он также может взлетать с поверхности других планет или лун, что открывает потенциал для продолжительных межпланетных путешествий и даже колонизации.
Важность этого подхода нельзя переоценить. Во-первых, он может значительно снизить стоимость полетов в космос. Во-вторых, он может ускорить темп космических исследований, позволяя нам чаще и быстрее отправлять миссии на другие планеты. В-третьих, он открывает путь для регулярных и доступных полетов в космос для частных лиц и компаний, что может способствовать росту новой космической экономики и общества.
Илон Маск описывает Starship как "межпланетный транспортный корабль", который может обеспечить будущее человечества как "межпланетного вида". Эта ракета не просто перевозит людей и грузы из точки А в точку Б; она открывает новую эру в исследовании космоса.