Найти тему
Только факты

Истинная роль Сенатской площади - "Союз спасения" или революция сверху, декабристы или…Романовы

История как наука редко показывает себя дамой объективной. Иногда, к прискорбию, вообще ведёт себя, как девушка с низкой социальной ответственностью. Вот и с декабристами, вышедшими в 1825 году на Сенатскую площадь в Петербурге, произошла непонятная история.

Из предвестников и глашатаев революционного движения они как-то в одночасье превратились в политических в авантюристов без какой бы то ни было политической программы.

И вообще в каких-то неврастеников! Ну, а «государь наш император», Николай I, просто спас Россию от очередной смуты!

Разобраться с аргументацией сторон – дело целой научной монографии. Поэтому давайте просто попробуем руководствоваться известными фактами… ну и заодно здравым смыслом.

Кто спас Россию - Николай 1 или декабристы. Яндекс картинки
Кто спас Россию - Николай 1 или декабристы. Яндекс картинки

Разбираться нужно в первую очередь в историческом контексте правления царствующих особ предыдущего, XVII века.

Вернее, времени правления Екатерины Великой. Ведь именно в годы её царствования Россия интенсивно прирастала новыми территориями, от крымского ханства, этого центра рабовладения, до относительно цивилизованной Польши –тоже той ещё головной боли русских правителей на протяжении веков!

Только какой ценой всё это достигалось? Простой: всё более глубоким закабалением народа, буквально превращения его в тягловый скот.

Видела ли сама Екатерина порочность такой практики? Безусловно. Но видела также, что время либеральных реформ ещё не наступило…её попросту бы сожрали крепостники того времени, благо помнили, что «матушка-императрица» сама воссела на престол с помощью гвардейских штыков!

Сподвигнуть её к этим реформам не могла даже оживлённая переписка с Вольтером, Дидро, Руссо и другими энциклопедистами.

И не надо в этом отношении так уж некритично отзываться о советской историографии, которая говорила, что Екатерина заигрывала. Она вовсе не создавала впечатление просвещённой правительницы – она была ею!

Но, повторим – понимала преждевременность всяких телодвижений по облегчению участи подданных. Увы, «выжимание соков» из них на определённом историческом этапе было делом эффективным и экономически прибыльным.

И даже подавление пугачёвского бунта обошлось на порядок дешевле гипотетических реформ с противодействием им со стороны помещиков.

Зато она с успехом воспитала своих внуков, оторвав их от отца, Павла Петровича. Александр и его брат Константин в полной мере были пропитаны либеральными идеями, и даже заговор против Павла I стал возможен во многом благодаря неприятию сыновей того милитаристского курса, что был взят отцом после его воцарения.

Екатерина 2 с внуком Александром. Яндекс картинки
Екатерина 2 с внуком Александром. Яндекс картинки

Но… с Константином не вышло в силу его увлечённостью ратными делами и подвигами, а Александр, поначалу даже приблизивший к себе Сперанского и его команду младореформаторов, готовивших монархическую Конституцию, тоже, будучи человеком умным, испугался возможной помещичьей оппозиции.

Да и прокатившаяся по Франции революция тоже оптимизма не внушала. Написанная позже Пушкиным «Капитанская дочка» отражала, ко всему прочему, и страхи дворян по поводу пробудившейся народной массы.

Итак, Александр охладевает к Сперанскому, и не в последнюю очередь из-за отсутствия поддержки со стороны правящего класса.

Но здесь как раз и были корни того исторического парадокса, который привёл офицеров, участников антинаполеоновских походов, на Сенатскую площадь.

Император не чувствовал поддержки со стороны «своих» - но вот же они были, свои, как раз с теми же либеральными идеями, что и готова была воплотить в жизнь команда Сперанского!

А то, что офицеры были участниками тех войн и выдели жизнь простого народа там, в Европе… и у них была возможность сравнить её с существованием своих крестьян… В общем, было от чего прийти в ужас и преисполниться негодованием.

И создать заговорщицкую организацию «Союз спасения».

Так что слишком долго, с трудом, со скрипом либеральная идея пробивала себе дорогу. А доходя до стадии исполнения, оказывалась половинчатой и какой-то испуганной – как это было с освобождением крестьян в 1861 году.

И критическая масса народного недовольства взрывалась потом дважды – в 1905 году и в 1917. Во второй раз, как мы помним, фатально для поздно всё осознавшей царской династии Романовых.

Друзья! Понравилась статья - поддержите лайком и не забудьте подписаться на канал, если вы этого еще не сделали! Тогда новые статьи не пройдут мимо вас. Все интересное еще впереди! Благодарю!