Найти в Дзене

ЗИМНИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОРЕЦ. ГАРМОНИЯ ФАСАДОВ И ЗАГАДКИ СТАТУЙ

Апофеоз дворцового стиля В апреле 1762 года императорская семья Петра 3, едва переступив порог новенького Зимнего дворца (1754-1762), отправилась в свою летнюю загородную резиденцию Ораниенбаум. Ни Пётр 3, ни его супруга ещё не знали, каким судьбоносным для каждого члена семьи станет этот наступающий летний сезон. А, тем временем, Растрелли делал свою работу. Пока. Он тоже не знал, что грядущий дворцовый переворот 1762 года завершит его карьеру. Начатую им отделку внутренних интерьеров продолжит другой архитектор – Юрий Фельтен. Но, всё же, автором знаменитых дворцов российских императоров, переживших не одну историческую эпоху, остаётся Франческо Бартоломео Растрелли. Созданный им на берегу Невы Зимний дворец – самый большой и самый изысканный из всех дворцов Петербурга. Он занял огромную территорию на площади 60 тысяч кв.м. В 1762 году во дворце насчитывалось 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные). Своими фасадами дворец протянулся на 137 метров вдоль Невы и на 106 м
Оглавление
Зимний дворец /фото из личного архива/
Зимний дворец /фото из личного архива/

Апофеоз дворцового стиля

В апреле 1762 года императорская семья Петра 3, едва переступив порог новенького Зимнего дворца (1754-1762), отправилась в свою летнюю загородную резиденцию Ораниенбаум. Ни Пётр 3, ни его супруга ещё не знали, каким судьбоносным для каждого члена семьи станет этот наступающий летний сезон. А, тем временем, Растрелли делал свою работу. Пока. Он тоже не знал, что грядущий дворцовый переворот 1762 года завершит его карьеру. Начатую им отделку внутренних интерьеров продолжит другой архитектор – Юрий Фельтен.

Но, всё же, автором знаменитых дворцов российских императоров, переживших не одну историческую эпоху, остаётся Франческо Бартоломео Растрелли. Созданный им на берегу Невы Зимний дворец – самый большой и самый изысканный из всех дворцов Петербурга. Он занял огромную территорию на площади 60 тысяч кв.м. В 1762 году во дворце насчитывалось 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные). Своими фасадами дворец протянулся на 137 метров вдоль Невы и на 106 метров вдоль Адмиралтейства. Ни одно здание в центре Петербурга до самого краха Российской империи не превысило императорский Зимний дворец, высота которого в самой высокой точке – 23,5 метра (это сравнимо с современной восьмиэтажкой). И, хотя роскошных дворцов, со временем, в Петербурге появилось немало, до сих пор Зимний дворец притягивает восторженные взгляды и завораживает своими неповторимыми фасадами.

Общий вид на Зимний дворец с Дворцовой площади /фото из личного архива/
Общий вид на Зимний дворец с Дворцовой площади /фото из личного архива/

Что же такого в этом здании? Просто это – гений Растрелли, его утончённое, изысканное барокко, ставшее апофеозом дворцового стиля в России. Стоит однажды увидеть архитектурный шедевр Растрелли, чтобы навсегда запомнить этот стиль и имя выдающегося зодчего. Растрелли не просто узнаваем! Он уникален и потому не забываем! Какой совершенный вкус имел этот наш русский «итальянский мастер»! «Нагромоздив» в сооружении невообразимое количество различных архитектурных деталей, он умел подчинить их друг другу и привести к полной гармонии. В итоге перегруженные декором здания кажутся лёгкими и изящными!

Зимний дворец, на первый взгляд, лаконичен и строен! В плане он имеет форму каре и состоит из четырёх флигелей, ограничивающих прямоугольной формы внутренний двор. Лейтмотив здания – бесконечные ряды опоясывающих дворец по периметру белоснежных колонн, установленных в два яруса. В продолжение – столь же бесконечная балюстрада на крыше. Но, разглядывая фасады, взор не утомляется однообразием. Развивая одну и ту же архитектурную тему, Растрелли не повторяется! Колонны он, то собирает вместе, сдваивает, то удаляет друг от друга. За счёт разного расстояния между ними Растрелли создал сложный ритмический рисунок здания, добившись характерного для барокко стремительного движения вверх и загадочной игры света и тени. Это создаёт иллюзию «движущихся фасадов».

Их оживляет многочисленная лепнина. Для оформления 12 типов разных по форме окон используется 22 варианта их декоративного оформления. В декоре можно обнаружить львиные маски, человеческие головки, фигурки амурчиков, на разных по размеру фронтонах – символы российской государственности и военные регалии. И повсюду – бесконечные завитки, причудливые и странные, выражающие саму сущность барокко.

Фрагмент декоративного оформления фасада Зимнего дворца /фото из личного архива/
Фрагмент декоративного оформления фасада Зимнего дворца /фото из личного архива/

Колонны одинаковые, а фасады разные

Чтобы оценить масштабность замысла Растрелли, выполнявшего государственный заказ императрицы Елизаветы Петровны, повелевшей строить дворец «во славу всероссийской империи», стоит обойти его вокруг. Все фасады – разные. Со стороны Адмиралтейства дворец напоминает загородный особняк. Средняя часть этого западного флигеля углублена и акцентирована выступающими частями южного и северного корпусов, которые с этого ракурса выглядят как ризалиты. Именно такую форму в 18 веке имели усадебные дома. Разбитый перед этим фасадом садик с фонтаном в центре лишь усиливает это впечатление. Правда, появился сад только в конце 19 столетия, и это уже совсем другая дворцовая история (может быть, и до неё доберусь).

Вид на Зимний дворец со стороны Адмиралтейства / фото с сайта Википедии/
Вид на Зимний дворец со стороны Адмиралтейства / фото с сайта Википедии/

Величавый северный фасад обращён к широкой глади Невы. Он будто составлен из бесконечной вереницы колонн. Поскольку рассмотреть его можно только с воды, во время прогулки по набережной кажется, что колонны бесконечной перспективой убегают далеко вперёд. Высокий парадный подъезд так удачно вписан в общую картину протяжённой колоннады, что нисколько не нарушает её гармонию. Лишь наверху эта часть фасада акцентирована фронтоном. Невский фасад – главный фасад Зимнего дворца. Разворачивать особняки и дворцы «лицом» к Неве – незыблемый закон городской застройки Петербурга.

Вид на Зимний дворец со стороны Невы /фото с сайта spb-guide.ru/
Вид на Зимний дворец со стороны Невы /фото с сайта spb-guide.ru/

Не менее нарядно и торжественно выглядит южный фасад. С этой стороны дворец эффектно разворачивает необъятный двухъярусный ряд колонн к Дворцовой площади. Фасад прорезают три арки, открывающие проезд во внутренний двор. Они акцентированы вертикалями парных колонн. Ажурная решётка является дополнительным украшением. Но это снова другая история, уже из эпохи Александра 3.

Фрагмент решётки въездных ворот Зимнего дворца /фото из личного архива/
Фрагмент решётки въездных ворот Зимнего дворца /фото из личного архива/

Каким Растрелли задумывал восточный фасад дворца, увидеть сегодня сложно. Его закрывают дворцовые корпуса, которые появились по воле новой хозяйки Екатерины 2 (о них будет отдельная «дворцовая история»). Но даже трёх корпусов достаточно, чтобы почувствовать размах и величие творения Растрелли. Вот только представить дворец таким, каким его увидели современники, очень трудно. В Петербурге цвет барокко – бирюза или цвет морской волны! Исторически же стены Зимнего дворца были бледно-жёлтого цвета, позднее цвет становился всё насыщеннее, набирал коричневые оттенки и революцию дворец встречал в красных тонах.

Статуи на крыше. Скупая статистика

Попадая под магию колонн Зимнего дворца, фигуры на крыше замечаешь не сразу. Стоя у стен их уже почти не видно! Однако они сыграли свою роль в общем замысле Растрелли, возвеличивая здание дворца и продолжая устремлять его вверх. Ещё прежде, чем венценосные особы отметили новоселье в новеньком Зимнем дворце, на его крыше поселились застывшие фигуры! Для чего же они там стоят и что означают?

Статуи и вазы на крыше Зимнего дворца /фото из личного архива/
Статуи и вазы на крыше Зимнего дворца /фото из личного архива/

Заглянув в интернет, обнаружим лаконичную статистику: 176 скульптур – ваз, высотой 2,5 м, и статуй высотой 3-3,5 м. Фигуры повторяются! Никакой закономерности в их чередовании нет. Стоящих человеческих фигур всего 8: 3 мужских и 5 женских. Они используются неоднократно. Не повторяются 2 фигуры в полулежащей позе над въездными воротами и одна женская стоячая фигура в единственном экземпляре. Статуи являются продолжением колонн! Вазы установлены в простенках.

В 2004 году на здании по документам восстановили 177-ю фигуру – императорскую корону. Правда, номер ей присвоили 124а, чтобы не сбивать счёт по порядку! Первоначально фигуры были каменные, затем их заменили на медные, так называемые «медновыколотные». Ну вот, в основном и всё. Такая вот скупая статистика!

Корона Российской империи на фасаде Зимнего дворца /фото из личного архива/
Корона Российской империи на фасаде Зимнего дворца /фото из личного архива/

Техническая сторона вопроса

Статистика скупая, а красота-то какая! Фигуры на крыше дворца, прежде всего, дань моде. Но и утилитарное значение они имели – закрывали печные трубы, хаотично торчащие над зданием. Изначально Растрелли создавал скульптуру из известнякового пудожского камня, очень популярного во все времена у городских архитекторов. Первые статуи были резными, с множеством деталей и с нарушенными пропорциями! Именно такими и должны были быть барочные фигуры, чтобы хорошо выглядеть для тех, кто смотрит на них снизу! Но «ничто не вечно под луной», даже каменные изваяния!

Возможно, долго ещё не добрались бы до фигур на крыше, если бы в 1837 году в Зимнем дворце не случился пожар. Оказалось, что камень очень сильно пострадал и раскрошился! Сначала погода своё дело сделала (вода камень точит!), а огонь довершил начатое! Часть фигур заменили, другие отреставрировали. А через полвека (1890-е) вновь потребовалась реставрация! И тогда место каменных изваяний заняли медные статуи. Работал над ними скульптор М.П. Попов по своим рисункам. При этом они и облик поменяли, и часть декора потеряли. Другая эпоха – другие стереотипы.

Статуи на фасаде Зимнего дворца /фото из личного архива/
Статуи на фасаде Зимнего дворца /фото из личного архива/

Медные фигуры оказались слишком лёгкими, чтобы противостоять петербургской непогоде! Автор позаботился о придании им устойчивости и заполнил наполовину полое внутреннее пространство битым камнем, оставшимся от прежних каменных статуй. Но это была не лучшая идея! Камень годами впитывал влагу от конденсата на внутренней стороне медных статуй. Влага, в свою очередь, разрушала металл. И медные фигурки тоже оказались не вечными! Их реставрировали и в 20, и в 21 веке.

Сначала битый камень внутри фигур заменили цементом (в 1975), но это оказалась ещё худшей идеей. Цемент вообще деградировал от влаги, а статуи продолжили разрушаться от коррозии. В ходе последней реставрации (2004) из фигур изъяли «внутренности», которые заменили металлическим крепежом.

Как и стены дворца, статуи на крыше меняли свой цвет! Когда дворец был жёлтого цвета с белой отделкой, каменные фигуры белили. А в 19 веке, когда стены постепенно темнели, статуи были чёрного цвета. Сегодня серовато-зелёный оттенок скульптур находится в гармонии с цветом стен дворца.

«Кто ты?»

Но, глядя на дворец, не хочется говорить только о технической стороне фигур на крыше. Кто же они? У этих героев, наверное, должны быть имена! Однако документально имя имеют лишь 3 статуи на крыше: Апполон, Диана и Юпитер. Забавно, но все остальные фигуры в тех же документах именуются как «болваны, штуки и фигуры». Создавалась скульптура во времена великолепного века, а 18 век – век аллегорий! Все древние боги и богини несли определенный смысл, олицетворяли силы природы, человеческие таланты, добродетели и пороки! И мысли! Обретая смысл, герои оживали! По крайней мере, в воображении. Многочисленные атрибуты и детали одежды, порой условной, должны были помочь разгадать загадку статуй и ответить на вопрос: «Кто ты?» Но сначала этот вопрос должен был кто-то задать.

Как с этими «постояльцами дворца» общались его владельцы? Устроенные на крыше мостки с перилами для безопасности позволяют предположить, что царственные особы могли прогуливаться по крыше между этими гигантскими изваяниями, любоваться закатом и предаваться философским мыслям! В самом деле, известно, что Николай 2 любил романтичные прогулки с супругой по крыше дворца. Что-то подсказывает, что гостем у каменных ребят был и Николай 1! Тому везде надо было!

Однако неизвестно, были ли у царских особ на крыше любимцы и как они их называли! А вот нынешние постояльцы дворца, музейные работники, явно полюбили статуи на крыше! И вот они, как раз, знают всех поименно. Есть здесь Афина и Терпсихора, Нептун и Геракл. Над входом во двор с площади, около часов, полулёжа, расположились Аид и Персефона – властелины земных и подземных сокровищ! И эта аллегория вполне понятна: речь идёт о бесконечном богатстве властителей мира сего!

Аид и Персефона на крыше Зимнего дворца /фото из личного архива/
Аид и Персефона на крыше Зимнего дворца /фото из личного архива/

«Одинокая под покровом истории»

Барочное движение вверх, игра света и тени на стенах завершается апофеозом статуй на крыше! Но есть среди них особая фигура! Заметив её однажды, она уже не отпускает! И на душе становится волнительно! Направляясь с Дворцовой площади к Атлантам на здании Нового Эрмитажа, обернитесь. Она закутана в шаль, её облик таит скорбь и печаль. Куда устремлен её взгляд? Была ли она задумана Растрелли или появилась в 19 веке? Кажется, что она здесь чужая! Как будто потерялась во времени и бродит между веками! Может быть, она видела будущее владельцев дворца и всем своим скорбным видом предупреждала их?

"Одинокая под покровом истории" на фасаде Зимнего дворца /фото из личного архива/
"Одинокая под покровом истории" на фасаде Зимнего дворца /фото из личного архива/

Это она не повторяется среди постояльцев крыши. Музейщики её назвали Деметра – богиня Плодородия! Странно! Аллегория плодородия должна быть уверенной в себе девушкой, полной собственного достоинства, чего никак не скажешь об этой одинокой фигурке, затерявшейся в истории! Аллегория – это мысль, воплощённая в образе. Может быть, эта статуя – послание автора будущим поколениям? Но, похоже, эта мысль пока не прочитана. И загадки статуй на стенах Зимнего дворца ещё не разгаданы. Тем заманчивей и интересней возвращаться к Зимнему дворцу, ставшему домом для нескольких поколений российских монархов.

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!