Войны в Иране не случилось. Случился август 1941 года.
Историки сообщают, 22 августа 41-го пароходства «Каспфлот» и «Касптанкер» получили приказ собрать в Бакинском порту суда, подготовленные к перевозке войск.
Среди собранных был и пассажирский теплоход-экспресс, были сухогрузы, был танкер «Коминтерн».
24 августа на суда загрузился личный состав и техника 105-го горнострелкового полка и 563-го артдивизиона, полевой госпиталь.
Операцию возглавлял командующий Каспийской флотилией контр-адмирал Федор Седельников.
С рассветом 25 августа суда вышли в море.
Помните, как описывал Федор Раскольников начало "Энзелийской побудки":
"...Мы проплыли мимо мигающих огней маяка на острове Нарген и ушли в черный, как нефтяная копоть, сумрак каспийской ночи...
Перед нами стояла задача: совершить поход на Энзели.
Мы знали, что в Энзели стоят английские войска, но, невзирая на это, решили действовать".
В 1941 году все было похоже - да не совсем. Действовали-то в координации... с англичанами.
Союзники, как ни крути.
***
А вот шах Ирана союзником не был. Скорее, наоборот. И в порту Пехлеви - так в 1941 назывался порт Энзели - стояли его войска и его каспийская флотилия - три построенных в Италии в 1935 году сторожевых катера: «Дехноу», «Махсус» и «Шахсевар».
...У острова Куринский камень (устье реки Куры) советские капитаны вскрыли пакеты, где указывались пункты назначения каждого судна. В районе Астары было высажено 2500 десантников.
В порту Пехлеви, кроме сторожевиков, захватили и шахскую яхту.
Итак, с конца августа 1941 г. все иранское побережье Каспия перешло под контроль СССР.
С юга в Иран вошли английские войска.
История с разделение на зоны влияния повторилась на новом витке.
Зачем? Ответ простой - шла война. Открывать фронт еще и в Иране не хотели ни англичане, ни Советский Союз.
Шах ситуацию оценил верно и дал команду армии сопротивления не оказывать.
Оккупация Ирана представляла для США и Англии еще один путь в СССР, причем наиболее безопасный от воздействия вооруженных сил Германии и Японии.
***
19 сентября 1941 г. Черчилль писал Сталину:
«Я придаю большое значение вопросу об открытии сквозного пути от Персидского залива до Каспия не только по железной дороге, но и по автомагистрали, к постройке которой мы надеемся привлечь американцев с их энергией и организационными способностями».
Первые транспорты с грузом для СССР вышли из американских портов в ноябре 1941 года.
Суда из Великобритании и США огибали Мыс Доброй Надежды и шли в Персидской залив. В портах Ирана грузы переваливались в вагоны или грузовики и шли в порты Каспия.
Из Северного Ирана - или сухопутным путем через Джульфу в Азербайджанскую ССР, или морем.
В конце октября 1941 г. из портов Ирана начали поступать первые стратегические грузы — каучук, медь, свинец, джут, которые доставлялись судами Каспфлота в Красноводск и Баку.
Из всех пяти задействованных направлений для ленд-лиза персидский путь был единственным всепогодным - да и самым безопасным. Пожалуй.
12 сентября 1941 г. посол Великобритании в СССР Ричард Саффорд Криппс предложил Вячеславу Молотову заменить шаха в Иране.
Этот посол - лейборист, изгнанный из партии в 1939 году за предложение создать антифашистский блок с коммунистами.
Он же сыграет ключевую роль в создании антифашистской коалиции между Британией, Советским Союзом и США.
И, при этом, Ричард Саффорд Криппс полностью соответствовал максиме о том, что “язык послу дан для того, чтобы скрывать мысли премьер-министра".
Возвращаясь к предложению по персидскому шаху: нацистские взгляды шаха ни для кого не были секретом. И уже тем же вечером Молотов - его еще называли маршалом сталинской дипломатии - доложил о разговоре с британским послом Сталину.
Сталин на предложенную британцами кандидатуру - Мохаммеда Реза, старшего сына Реза - шаха Пехлеви - согласился.
16 сентября 1941 г. Реза Пехлеви отрекся от престола в пользу сына. Через 11 дней бывший шах Иран покинул.
Осел он в Йоханнесбурге, в британском доминионе Южно-Африканский Союз. Умер в 1944 году.
***
Новый шах все понял правильно.
Подписал (в начале 1942 года) соглашение, предусматривающее полное невоенное сотрудничество в вопросе материально-технического обеспечения с Великобританией и Советским Союзом.
В обмен ему пообещали уйти из Ирана в течение полугода после войны.
Но это - потом, А пока СССР и Великобритания 25 августа начали операцию "Согласие" ( или «Сочувствие»). В общем, заняли Иран. Британские войска - юг и юго - запад, СССР - Северный Иран, в 1942 году к ним присоединился американский экспедиционный корпус, который официально занимался модернизацией отдельных участков железных дорог и их охраной.
Поскольку в довоенный период в Иране вовсю орудовали германские агенты, разведотделы и соответствующие британские структуры старательно занимались ликвидацией разветвленной германской агентуры. А еще надо было углублять порты и налаживать поставки грузов транзитом через Иран.
Вопросу обустройства портов уделили пристальное внимание еще в сентябре 1941.
***
Наркомморфлоту было поручено обеспечить прием портовыми сооружениями в Иране сухогрузных судов «Каспфлота» для переработки импортно-экспортных грузов.
При обследовании выяснилось, что в порту Бендер-Шах необходимо заново прорыть морской канал длиной 13 км. Определились также характер и объем работ в портах Ноушехр и Пехлеви. Основное внимание было уделено реконструкции порта Бендер-Шах, куда в конце ноября поступили четыре земснаряда.
Грузы уже шли, порты начали углублять, однако, судов для перевозки катастрофически не хватало.
Вспомнили плотно забытое.
Привлекли к перевозкам традиционные лодки - "туркменки". Да-да, те самые, на которых в XIX веке туркмены нападали на русские суда на востоке Каспия, на которых тащили грузы в Красноводск, Петровск и Баку из порта Энзели в начале века XX и контрабандный керосин и бензин из Баку через Энзели, вокруг, практически всего, Каспийского моря, в Астрахань, в годы Гражданской...
Продолжение следует
Больше интересного - на Угол Наклона