Найти в Дзене
Ольга Австрийская

Омар Хайям «Рубаи»

Омар Хайям «Рубаи» (Москва, Книги Эксмо. Издательская группа, 2008). 352 с. 👳💃🏜️🌞🌛 Омар Хайям – выдающийся ученый-астроном, математик, физик и философ, при жизни удостоившийся почетного титула «Доказательство Истины», создатель знаменитых рубаи. Рубаи – четверостишие; форма лирической поэзии, широко распространённая на Ближнем и Среднем Востоке. По содержанию — лирика с философскими размышлениями. Стихотворения состоят из четырёх строк (двух бейтов), рифмующихся как ааба, реже — aaaa. Рубаи Омара Хайяма написаны почти тысячу лет назад, однако остаются актуальными и сегодня. О чем же писал поэт? О жизни и смерти, о Боге и любви, вине и приятном времяпрепровождении рядом с красавицей: Оттого, что неправеден мир, не страдай, Не тверди нам о смерти и сам не рыдай. Наливай в пиалу эту алую влагу, Белогрудой красавице сердце отдай. Лирический герой по своему характеру философ. Кувшин для него не просто сосуд, с ним нужно бережно обращаться, ибо совсем недавно, возможно, он был человек

Омар Хайям «Рубаи» (Москва, Книги Эксмо. Издательская группа, 2008). 352 с. 👳💃🏜️🌞🌛

Омар Хайям – выдающийся ученый-астроном, математик, физик и философ, при жизни удостоившийся почетного титула «Доказательство Истины», создатель знаменитых рубаи. Рубаи – четверостишие; форма лирической поэзии, широко распространённая на Ближнем и Среднем Востоке. По содержанию — лирика с философскими размышлениями. Стихотворения состоят из четырёх строк (двух бейтов), рифмующихся как ааба, реже — aaaa.

Рубаи Омара Хайяма написаны почти тысячу лет назад, однако остаются актуальными и сегодня. О чем же писал поэт? О жизни и смерти, о Боге и любви, вине и приятном времяпрепровождении рядом с красавицей:

Оттого, что неправеден мир, не страдай,

Не тверди нам о смерти и сам не рыдай.

Наливай в пиалу эту алую влагу,

Белогрудой красавице сердце отдай.

Лирический герой по своему характеру философ. Кувшин для него не просто сосуд, с ним нужно бережно обращаться, ибо совсем недавно, возможно, он был человеком. А черепки – это «бывших людей черепа». Совсем скоро на их месте можем оказаться мы сами.

Лирический герой не прочь выказать досаду и Богу:

Ты мой кувшин с вином разбил, господь!

Мне радости врата закрыл, господь!

Ты алое вино пролил на землю.

Типун мне на язык, или пьян ты был, господь!

Жизнь дается всем, но каждый живет по-своему. Кто-то радуется в достатке и не знает бед. Кто-то влачит существование в горе, бедности и болезнях. Но смерть забирает всех, перед нею все равны.

И того, кто умен, и того, кто красив,

Небо в землю упрячет, под корень скосив.

Горе нам! Мы истлеем без пользы, без цели.

Станем бывшими мы, бытия не вкусив.

Мудрец с хитрым прищуром знает все о жизни и смерти. Он смеется в лицо бедам, не преклоняется ни перед кем, не страшится людской молвы. И с лёгкой иронией говорит:

Живи, безумец. Трать, пока богат.

Ведь ты же сам – не драгоценный клад.

И не мечтай, не сговорятся воры –

Тебя из гроба вытащить назад.