Постоянной рубрикой главной джазовой периодики Downbeat был слепой тест Леонарда Фезера - он ставил известным музыкантам те или иные джазовые темы после чего просил оценить прослушанное и записывал их реакцию (существует, к слову, и аудио-вариант). Нередко оказывалось, что большие артисты совершенно не в курсе, как звучат их коллеги, а то и вовсе ставят им ноль звезд из пяти возможных.
Ниже перевод впечатлений Джорджа Рассела, пианиста и композитора, апологета модального джаза, от шести композиций третьего течения - текст был опубликован в номере Downbeat от января 1961 года:
1. The Modern Jazz Quartet и струнный квартет Beaux Arts. 'Conversation' (с пластинки 'Third Stream Music', лейбл Atlantic). Композитор Гюнтер Шуллер.
Очевидно это 'Conversations', композиция Гюнтера Шуллера для MJQ, серьезное музыкальное произведение. В целом, я против того, чтобы давать комментарии относительно музыки, в особенности подобных серьезных произведений, после первого прослушивания. Однако, несмотря на этот принцип, я могу поделиться с вами своими общими впечатлениями, первой, эмоциональной реакцией.
Вещь мне показалась очень интересной в плане гармонической и инструментальной окраски. Честно говоря, наибольший отклик во мне нашли те музыкальные моменты в которых квартету дана возможность играть без остановки. Впрочем, возможно это потому, что остальные части не столь доступны при первом прослушивании, как джазовые эпизоды с очевидным свингом.
На меня произвели впечатление именно те части, под которые я начал отстукивать ритм ногами; остальные же мне не показались слишком глубокими, как, скажем, сочинения Албана Берга.
В некоторые моменты мне подумалось, что партии струнных действительно очень изобретательны, однако то было в моменты без джаза, в случае же с джазом...пожалуй, исходя из названия, автор и подразумевал, что взаимодействие классических струнных и MJQ будет выстроено в виде своеобразного диалога, однако мне это больше напомнило атонального Дэвида Роуза, или что-то вроде того. Думаю, здесь уместно привести вашу цитату про третье течение - если соединить два драгоценных камня на одном браслете, то вовсе не обязательно, что вместе они образуют нечто драгоценное.
Я слишком высоко ценю таланты композитора и квартета, чтобы поставить им какую-либо оценку.
2. Дюк Эллингтон, 'Danco of the Floreadores' (с пластинки 'Nutcracker Suite', Columbia). Рэй Нэнс, труба; Лоуренс Браун, тромбон. Аранжировка Билли Стрейхорна.
Эллингтовское чувство музыкальной буффонады несравнимо! Он умудряется насытить музыку юмором и остроумными элементами, при этом сохранив ее в виде полноценного музыкального произведения. Это один из его больших талантов. Здесь он будто бы прикинулся одним из венских классиков, и это было чудесно.
Я в восторге от того, что устроил Рэй Нэнс и от повторяющейся темы во вступлении, понравился мне и Лоуренс Браун. Только Эллингтон может сделать нечто подобное и сохранить при этом свинг. Я бы никогда не поставил ему оценки ниже пяти звезд.
3. Шорти Роджерс. 'Flowers for the Cats' (с альбома 'The Swingin’ Nutcracker', лейбл RCA Victor).
Мне понравился звук трубы, но я не знаю кто это. Аранжировка очень профессиональная, искусная. Однако никакого сравнения с Дюком не выдерживает. Для начала, солисты Эллингтона понимают его чувство юмора и между ними и лидером ощущается контакт, какой трудно найти где-либо еще.
Эта вещь очень здорово сделана, звучит как студийный состав, устроенный по старым стандартами, но при этом довольно плоско, как по мне. Пожалуй, две звезды.
4. Квинси Джонс, 'Everybody's Blues' (с альбома 'The Great Wide World of Quincy Jones', лейбл Mercury). Композитор Эрни Уилкинс, Джулиус Уоткинс играет на валторне.
Аранжировка представляет из себя своеобразный гибрид Эллингтона и Бейси. Не то, чтобы ее было легко отличить от других работ.
Я был впечатлен диапазоном тромбониста, звуком, легкостью с которой он играет. Пожалуй это все, что мне есть сказать. Полагаю, что это мог быть Квинси Джонс. Честные две звезды.
5. 'Music for Brass. Poem for Brass' (с альбома 'Music for Brass', лейбл Columbia). Композитор Дж. Дж. Джонсон, солист Майлз Дэвис.
Прекрасное музыкальное произведение. Это композиция Дж. Дж. Джонсона для медных на этом альбоме Columbia, который, как я понял, уже перестали выпускать. Нонсенс!
Мне особенно нравится фуга в конце и мне кажется, что Дж.Дж. в этой теме предает свою любовь к Хиндемиту.
На ней играет Майлз, верно? Звучит великолепно. Некоторые части этого произведения не произвели на меня такого же впечатления, как упомянутая фуга, однако в целом это чудесное произведение и я бы поставил ему четыре звезды.
6. Стэн Кентон, 'Lonely Woman'. (с пластинки 'Standards in Silhouette', лейбл Capitol). Композитор Бенни Картер, аранжировка Билли Мэтью. Солист Билл Трухильо.
Не знаю автора этой композиции, но когда я слушаю музыку, то представляю перед собой кого-то стоящего на огромной сцене, его тень падает на занавес, а заявляет он что-то вроде: "Это оркестр!'. Думаю, мы оба понимаем о ком идет речь и мне кажется, что лучшие дни этого оркестра пришлись на время с Маллиганом. Тогда они исполняли тему 'Young Blood', а Билл Холман написал 'Theme And Variations', и некоторые другие вещи, что произвели на меня впечатление.
Был ли это Руссо или Холман? Придется гадать. Я бы поставил две звезды за оркестровую технику - управлять оркестром такого размера непросто, даже несмотря на то, что в этом не так уж много музыки. Испытываю уважение к автору композиции, что сумел извлечь из оркестра такой звук, такую звуковую текстуру.
Музыкально же это излишне приукрашенная сентиментальная тема, однако если вы располагаете десятью или пятнадцатью медными, то почти все, что вы будете исполнять будет звучать впечатляюще. Сама по себе тема не настолько интересна, что требовать подобного подхода. Тенор-саксофонист не произвел на меня впечатления.
Реплика от Расселла:
Я думаю, что наиболее важное, что случилось с джазом в последнее время это музыка Орнетта Коулмена. Возможно мы проведем ближайшие несколько лет пытаясь осознать значение его вклада.