На печально известной Болотной площади, по соседству с Домом на набережной белеет здание еще пока нового выставочного пространства ГЭС-2. Оказавшись поблизости, я решила зайти и посмотреть, что представляет из себя эта галерея внутри.
Впечатления оказались смешанными, но схожими с тем, какой мне предстала столица, спустя год после отъезда. Очень красиво, пусто и грустно.
История ГЭС-2
Как это обычно и бывает, новое арт-пространство оборудовали в бывшем промышленном помещении. Бывшие фабрики, заводы и электростанции отлично подходят для выставочных комплексов, так как обычно занимают большую площадь, а внутри них предусмотрены огромные комнаты и широкие коридоры.
В начале ХХ века городские власти всерьез задумались над тем, чтобы максимально расширить сеть общественного транспорта. Самым современным и модным на тот момент был трамвай, поэтому в столице стали в срочном порядке прокладывать километры трамвайных путей. Вот только для этого вида транспорта требовалось электричество.
Поначалу этим занималась частная компания, но потом трамваев стало много, поэтому и за электричество от частников платить приходилось дорого. Вот тогда-то и построили трамвайную электростанцию, которая впоследствии была переименована в ГЭС-2 Мосэнерго.
В тишине
Больше сотни лет станция верой и правдой служила москвичам. Ее постоянно достраивали и перестраивали, модернизировали и обновляли, пока в 2000-х не решили, что станция больше не выгодна городу, а модернизация ее будет стоить слишком дорого. В 2005-м году огромный машинный зал станции опустел, гигантские котлы и трубы затихли, а стекла на фасаде здания кто-то выбил. Почти десять лет огромное здание электростанции на Болотной площади увядало в безвестности в ожидании нового владельца.
Стекла на огромном фасаде раскалывались и выпадали, трубы ржавели, а по огромным цехам гулял ветер, разнося по залам промышленный мусор, в который постепенно превращалось все, что здесь было оставлено предыдущими владельцами.
Реконструкция
В начале 2010-х городу все же удалось впиндюрить это здание олигарху и меценату Леониду Михельсону. Глава «Новатэк» как раз искал помещение для нового арт-пространства, а электростанция в непосредственной близости от Кремля как нельзя лучше подходила для этих целей.
Для реконструкции пригласили великого архитектора Ренцо Пиано, построившего знаменитый центр Помпиду в Париже, ставший символом Парижа не менее значимым, чем Эйфелева башня за сотню лет до этого.
Реконструкция заняла чуть более пяти лет. Заброшенное, ядовито-желтое и ужасно архаичное здание превратилось в огромный белоснежный арт-кластер, фасад которого выходил на набережную. Особое внимание архитектор уделил лестнице и выходу к реке, так как они должны были стать продолжением арта, дополнительным выставочным пространством.
В 2021-м году капремонт подходил к концу. Здание начали потихоньку вводить в эксплуатацию, стали анонсировать выставки и лекции. Впрочем, завершающим штрихом, ознаменовавшим начало полноценной работы ГЭС-2, стало открытие памятника Большая глина 4, который несколько месяцев тогда обсуждали.
До сих пор многие приходят к нему пофотографироваться. Наверное, чтобы напомнить себе, что когда-то в России было... модно.
Сейчас
В 2021-м году станция стала одним из самых громких арт-кластеров мира, но потом случился февраль 2022. Сегодня ГЭС-2 продолжает работать. Проход сюда бесплатный, но по предварительной регистрации. Вас досматривает охранник и пропускает в красивое, белое и совершенно пустое выставочное пространство. Здесь работает странное хипстерское кафе, в котором 4 баристы для 4-х посетителей по часу готовят обезжиренный фраппе с клюквенным сиропом и тому подобные штуки. Американо мне тоже минут сорок готовили.
Работает небольшой книжный магазин, в котором продается полторы книги. Вроде бы иногда читают лекции, но в целом это огромное, дорогое, красивое, современное и совершенно никому не нужное и совершенно пустое арт-пространство. Здесь не проводят выставки, сюда не приезжают художники и писатели с мировыми именами. И уже не приедут.
ГЭС-2 служит некоторым напоминанием о том, что когда-то в этом городе было искусство. Это своего рода мавзолей, в котором похоронено современное искусство и культура России, а Большая глина 4 превратилась в надгробие для этого некрополя.