Текст целиком и полностью написан исключительно автором данного блога.
Все изделия, приведённые рисунки и фотографии выполнены автором.
Пост не содержит никакой запрещенной, или ограниченного пользования, информации. Пост касается исключительно описания процесса работы с деревом и изготовления из него различных полезных предметов.
Данный пост является изложением исключительно собственного мнения и опыта работы, не является услугами по просветительской деятельности и не подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Читаем медленно и вдумчиво, не забываем дочитывать текст до конца!
Будьте здоровы и хорошего всем настроения!
В прошлый раз я описал свой первый опыт работы с древесиной самшита. Честно говоря, мне работать с этой древесиной не очень понравилось, хотя она имеет приятный светло-жёлтый цвет, который после обработки маслом ещё несколько усиливается. Всё дело даже не в твёрдости этой древесины, а в сочетании твердости и хрупкости – из-за высокой твердости приходится прикладывать достаточно большие усилия для срезания древесины, а это может привести к её скалыванию вдоль волокон. А поперёк волокон древесина вообще режется с очень большим трудом. Хотя древесина хорошо обрабатывается напильником и, наверное, фрезами – лично сам не пробовал.
В общем, пока решил отложить следующий опыт работы с самшитом на потом, а заняться работой с другой древесиной.
Последние полгода, а то и больше, я преимущественно делал ложки и другие вещички из древесины сливы, но не одной сливой богаты мои запасы!
При расчистке садового участка, зять спилил один ствол фундука. Спиленная древесина пролежала у меня на балконе (застеклённый, но неотапливаемый) почти год. За это время высохла. И теперь у меня дошли руки и этой древесины.
Как-то пару лет назад я вырезал несколько ложек из древесины лещины. Фундук и лещина очень близкие родственники, зачастую считается что это одно и тоже. Проверим.
Отпиливаю кусочек чуть больше 20 сантиметров.
Вот такой:
Раскалываю на две половинки. Визуально – рыхлая сердцевина существенно меньше чем у лещины, хотя это может быть обусловлено различиями условий произрастания лещины в лесу и этого фундука на дачном участке (хотя, на мой взгляд, этот дачный участок немного отличается по заросшести от леса).
Топором максимально обрубаю излишнюю древесину, формируя баклушу. Вид спереди.
Вид с боку.
Надо определиться с узором на данной ложке.
Недавно ко мне обратился сын с просьбой изготовить резную ложку для подарка своему другу. В качестве возможных элементов узора были предложены: коловрат, рак, бык, или плетёнка.
В моём восприятии старославянский, даже можно сказать, индоарийский символ коловрата очень близок к свастике. Да, всё это восходит к изображению солнца, но современные реалии (Великая Отечественная война, а в конце 1990-х – начале 2000-х расцветшие пышным цветом различные националистические движения, в том числе и на Окраине) привели к тому, что изображение данного символа, как в прямом (осолонь), так и обратном (противоосолонь) виде фактически скомпрометированы. Поэтому резать этот элемент (коловрат) в виде восьмилучевой звезды с загнутыми под прямым углом лучами мне совершенно не по душе. Я готов вместо этого вырезать обычный соляный символ – сияние.
Рисую предварительный эскиз ложки с центральным кругом под сияние.
Топором ещё немного дорабатываю баклушу.
И подрезаю дальше ножом.
Прежде чем вырезать декор на ручке, я, как правило, предварительно вырезаю углубление в черпале. Так как многие года мною вырезана уже далеко не одна сотня ложек, то проблем с вырезанием нет – я, как правило, сначала вырезаю радиусной стамеской, а затем подправляю, дорезаю ножом-ложкорезом.
По моим ощущениям, по сравнению с лещиной, древесина фундука более твёрдая, ближе к древесине бузины. Хотя та более хрупкая.
С солярным символом я определился. Но для всей поверхности ручки ложки этого маловато. Надо ещё.
Что касается вырезания рака или быка. Изображения рака я делал уже неоднократно и это проблемы не представляет. А изобразить быка – ну не знаю, пока не пробовал. Поэтому сделаю рака.
Вообще-то зодиакальный рак по изображению часто очень близок к скорпиону, хотя скорпион это совсем другой знак зодиака. Поэтому изображу именно рака в обычном понимании, хотя может быть и в несколько упрощённом, стилизованном виде.
Рисую.
Рисую небольшой элемент плетенки на оставшейся части ручки.
Так как и рак и плетёнка будут выполнены в стиле ажурной резьбы, то в местах подлежащих удалению засверливаю отверстия.
И обычным лобзиком выпиливаю.
Получается такой прорезной узор.
Немного подрезаю фигурку рака, придавая объёмность панцирю, клешням-ногам, усам и глазам.
Когда-то (примерно года 4 назад) я вырезал ручку ложки в виде плетёнки. Это красиво, но если качественно выполнить резьбу (чтобы было очень похоже на переплетаемые побеги), то сильно теряется прочность. Тогда получится больше декоративная ложка, а хочется изготовить не просто декоративную, а такую, которой при желании можно (я бы даже сказал и нужно!) пользоваться.
Поэтому пойду на некоторый компромисс.
Кроме того, что для такой тонкой резьбы нужна весьма прочная древесина, можно сделать некоторые элементы плетёнки, но в упрощенном виде, только с лицевой стороны, без реального переплетения. Тогда будет оставлена достаточная прочность без существенного риска сломать ложку в самый неподходящий момент.
Так и выполняю.
Резьбу закончил, шлифую.
Прогреваю в печке и горячую ложку окунаю в льняное масло. Древесина приобретает благородный коричневый цвет.
И вид с тыльной стороны:
Надо сказать, что ложки из лещины при такой же технологии обработки оставались светлыми, после обработки маслом получался практически желтовато-светло-бежевый цвет. Ниже приведено фото ложки из лещины:
Разница в цветовой гамме налицо.
Дочитали до конца поста? Не забываем ставить лайк и оставлять комментарии!