Все защитники Брестской крепости еще во времена Советского Союза, негласно делились на категории по особым критериям, неизвестно кем разработанным. В первую самую почетную категорию входили те имена, подвиги которых описал в самой первой своей книге Сергей Смирнов.
До войны инженерные части РККА формировались по остаточному принципу
Необычная инженерная часть с уникальным технологическим парком
Во вторую категорию защитники крепости, которые попали в плен 21-23 июня 1941 года и соответственно не могли принимать участие в многодневных боях. А к третьей категории относились те бойцы и командиры, которые служили в крепости, но утром 22-го июня находились вне расположения крепости или смогли вырваться из крепости в первый час боевых действий. Очень много среди них командиров, живших на городских квартирах и просто под огнем не сумевших прибыть к месту службы.
Командир 33-го инженерного полка майор Иван Смирнов в Брестской крепости
Майор Иван Николаевич Смирнов, как командир 33-го инженерного полка окружного подчинения сумел получить благоустроенную квартиру в одном из домов командного состава на Северном острове, куда и заселился с женой и дочкой. Штаб и казарма полка находились практически в пяти минутах обычной ходьбы от симпатичного двухэтажного домика. Сам по себе 33-ий инженерный полк это уникальная часть. Его бойцы воевали в самом эпицентре Цитадели, в его казарме находился штаб обороны, а о самом полку почти никто и не вспоминает за редким исключением, считая его обычной строительной частью, хотя это не так.
В октябре 1939 года в Брестской крепости расквартировался 140-ой инженерный батальон. Это была первая часть, которая заняла помещения бывшего польского военного городка. Благодаря этому разместился инженерный батальон с достаточным комфортом в секторе кольцевой казармы, рядом с Трехарочными воротами Цитадели. Батальон занимался восстановлением крепостной инфраструктуры и приведением в порядок дорог и прочих коммуникаций. Автомобильная рота батальона находилась в казематах земляного вала на самом юге Кобринского укрепления, практически на берегу реки Мухавец.
Самым ценным имуществом 140-го инженерного батальона был его инженерный парк. Размещался он в километре восточнее Северных ворот Брестской крепости в бывших мастерских дорожных служб Полесского воеводства Польской республики. Здесь же находились склады различного инженерного имущества. В парк входило более 30 автомобилей, трактора, автомобильные краны, грейдеры, лесопилки, подвижные электростанции, пневматические молоты и другая сложная техника, производства немецких, французских и британских производителей. Она досталась РККА как трофеи во время польского похода. Это делало 140-ой инженерный батальон уникальным подразделением в РККА.
Напряженная работа инженерного батальона
В 1940 году часть техники участвовали вместе с батальоном в вводе войск в Литву. Но там батальон не задержался и вскоре опять был в своем расположении в Брестской крепости. Уникальная техника создавала проблему командиру батальона капитану Беззубову. Применить её при строительстве укрепленных сооружений он мог только с разрешения начальника штаба армии. Поэтому при выполнении стандартных задач по строительству укрепленного района обходились простейшими инструментами, автомобилями и тракторами советских производителей, которые тоже имелись в батальоне.
Боевая подготовка в инженерном батальоне была не на высоте
В феврале 1940 года в батальон прибывает пополнение в три раза превышающее его потребности. Вместо трехсот призывников, прибывает 600 новобранцев из Ленинграда и 200 из Джамбульской области Казахской СССР. Но самым удивительным было прибытие 100 призывников из Западной Белоруссии, служивших до сентября 1939 года в саперных частях армии Польской республики. В это же время в батальоне создается школа младшего командирского состава и технические курсы, где бывших ленинградских рабочих обучают работать на дорожной и специальной технике.
Во время весенней демаркации границы инженерный батальон в кратчайшие сроки смогли соорудить две дамбы и совершить направленный взрыв, чтобы Западный Буг смог отсечь пограничное укрепление от немецкой стороны. Командиры и бойцы батальона успели это сделать до установки немцами пограничных столбов. В апреле батальон участвовал в ликвидации последствий наводнения паводка 1940 года на Полесье. А уже в мае батальон участвует в военном параде в Бресте, который принимает командарм Четвертой армии РККА Василий Чуйков.
Новобранцев инженерного батальона учили штурмовым действиям
Но в связи с интенсивной нагрузкой командование батальона упустило процесс, как боевой подготовки, так и строительство долговременных огневых точек для Брестского укрепленного района. И хотя причины отставания были весомые, батальон попал в критическую справку, подготовленную генералом-инспектором инженерных войск РККА генерал-майором М.Воробьевым. Но исправлять недостатки нужно было новому командиру майору Ивану Смирнову.
По решению высшего командования инженерный полк ждали большие изменения
Первоначально у командиров Брестского гарнизона вызывало удивление, что инженерным батальоном, пусть и армейского подчинения командует не капитан, а майор с академическим образованием. Но после того, как в январе 1941 года происходит переформирование 140-го инженерного батальона в инженерный полк окружного подчинения стало понятно, что в крепости появилась еще одна часть, деятельность которой будет окутана секретами самого высшего порядка. Но об этом в продолжение темы…