“И было ко мне слово Господа: «Скажи мятежному дому: "Разве не знаете, что это значит?" Скажи: "Вот пришёл царь вавилонский в Иерусалим, и взял царя его и князей его, и привёл их к себе в Вавилон. И взял другого из царского рода, и заключил с ним союз, и обязал его клятвой, и взял сильных земли той с собою, чтобы царство было покорное, чтобы не могло подняться, чтобы сохраняем был союз и стоял твёрдо. Но тот отложился от него, послав послов своих в Египет, чтобы дали ему коней и много людей. Будет ли ему успех? Уцелеет ли тот, кто это делает? Он нарушил союз и уцелеет ли?" Живу Я! — говорит Господь Бог. — В местопребывании царя, который поставил его царём и которому данную клятву он презрел и нарушил союз свой с ним, он умрёт у него в Вавилоне. С великой силой и с многочисленным народом фараон ничего не сделает для него в этой войне, когда будет насыпан вал и построены будут осадные башни на погибель многих душ. Он презрел клятву, чтобы нарушить союз, и вот дал руку свою и сделал всё это; он не уцелеет». Поэтому так говорит Господь Бог: «Живу Я! Клятву Мою, которую он презрел, и союз Мой, который он нарушил, Я обращу на его голову. И закину на него сеть Мою, и пойман будет в тенёта Мои; и приведу его в Вавилон, и там буду судиться с ним за вероломство его против Меня. А все беглецы его из всех полков его падут от меча, а оставшиеся развеяны будут по всем ветрам. И узнаете, что Я, Господь, сказал это». Так говорит Господь Бог: «И возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе. На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесёт плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его. И узнают все деревья полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим. Я, Господь, сказал — и сделаю»” (Иез. 17:11-24).
Стихи 11-13. Стих 12 перекликается с главой 2; Бог назвал Иудею мятежным домом. Царь, которого Навуходоносор взял и привёл в Вавилон, — это Иехония (“кедра верхушка”; ст. 3; см. Иер. 22:15, 23). Тот, что из царского рода, с которым Навуходоносор заключил союз (ст. 13), — это Седекия, дядя Иехонии. Навуходоносор обязал его клятвой именем Бога, чтобы гарантировать верность Седекии вавилонским правителям (см. 2 Пар. 36:13). “Сильные”, то есть влиятельные руководители Иудеи, тоже были взяты в Вавилон в качестве заложников для гарантии соблюдения условий договора (см. 4 Цар. 24:15).
Стих 14. Навуходоносор думал, что Седекия обрадуется так удачно сложившимся для него обстоятельствам и будет верен клятве. Однако народ по-прежнему считал своим царём Иехонию, хотя тот был в вавилонском изгнании. Возможно, Седекия пытался завоевать поддержку народа тем, что восстал против Навуходоносора (несмотря на все блага, какие давала ему вавилонская поддержка). Политика Навуходоносора состояла в том, чтобы обеспечить народу относительное благополучие, но чтобы царство при этом было (1) покорное, (2) не могло подняться и (3) сохраняем был союз (ст. 14). В награду за исполнение этих трёх пунктов Навуходоносор обещал, что Иудея будет стоять твёрдо.
Стих 15. Седекия отложился от вавилонского царя, “послав послов своих в Египет, чтобы дали ему коней и много людей”. Бог спрашивает: “Он нарушил союз и уцелеет ли?” Почему Бога так волновал факт нарушения политического обещания Вавилону? Как видно из стихов 18 и 19, поскольку клятва была сделана в Его имя, договор с Навуходоносором Бог называет “клятва Моя” и “союз Мой”. И Бог заявляет: “Он не уцелеет” (17:18).
Стих 16. Бог предсказывает, что Седекия, нарушивший союз, умрёт в Вавилоне. Седекия поклялся Навуходоносору именем Господа. Таким легкомысленным использованием Божьего имени Седекия выказал непочтение к имени Господа и к принципам Его закона (таким как честность и правдивость). А этим проявлением неуважения он показал, что недостоин быть вождём Божьего народа.
Стих 17. “Фараон ничего не сделает для него в этой войне”. Египет никогда не выполнял своих союзнических обязательств — так почему сейчас это должно быть иначе? (См. Ис. 36:6; Иез. 29:6, 7). И Исаия (Ис. 30:1,2) и Иеремия (Иер. 37:7) жёстко противились этому акту доверия к Египту.
Стих 18. Здесь, в троекратном повторении грехов Седекии, показан гнев Бога: (1) он презрел клятву; (2) он нарушил союз и (3) дал руку свою. Навуходоносор хотел получить устное заверение Седекии в преданности — и он получил его. Седекия пообещал вавилонскому царю, что исполнит все условия подписанного им договора.
Стих 19. Бог говорит: “Клятву Мою... он презрел, и союз Мой... он нарушил”. Этот договор Бог считал Своим. Эта ситуация аналогична заключению союза с жителями Гаваона в Иис. Н. 9:3-15. Использование Божьего имени в любом земном обещании делало его обязательным для исполнения (2 Пар. 36:13). Возможно, Навуходоносор заставил Седекию поклясться Господом в верности ему и этому союзу, зная (подозревая), что такая клятва станет гарантией его лояльности. Но такого не произошло, и потому Бог был недоволен.
Стихи 20, 21. Так как Египет оказался неспособным помочь Иудее, случилось неизбежное: народ попал в вавилонский плен. Это был Божий суд над Седекией за вероломство. Он был отправлен в Вавилон, а все остальные подданные его царства — все беглецы его (лучшие его солдаты; Современный Перевод) — пали от вавилонского меча. Избежавшие меча были развеяны по всем ветрам. Но даже во время этого суда у Бога была цель: “И узнаете, что Я, Господь, сказал это”. Бог хотел, чтобы эти события заставили Седекию “узнать” Его. Иеремия тщетно пытался научить его этому, так, может, это Божье деяние преподаст ему урок.
Стихи 22-24. Так говорит Господь Бог. Далее идёт перечисление того, что Бог обещал сделать:
1. “И возьму Я с вершины высокого кедра...”
2. “...посажу...”
3. “...с верхних побегов его оторву нежную отрасль...”
4. “...посажу на высокой и величественной горе”.
5. “На высокой горе Израилевой посажу его”.
6. “Я, Господь, высокое дерево понижаю...”
7. “...низкое дерево повышаю...”
8. “...зеленеющее дерево иссушаю...”
9. “...сухое дерево делаю цветущим”.
10. “Я, Господь... сделаю”.
Бог обещает оторвать с высоких побегов “нежную отрасль” и “посадить” её на высоком месте в Израиле. Этот нежный росток затем вырастет в такое огромное дерево, что птицы будут гнездиться в тени его могучих ветвей.
Говоря в стихах 22-24 о том, что Он сделает, Бог даёт понять, что, хотя людей в Вавилон отвёл Навуходоносор, восстановит их и вернёт в святую землю Сам Господь. Это будет сделано не с помощью какого-либо человека, как ранее, когда таким орудием был в Его руках Навуходоносор. И когда Он сделает это, народ будет “цвести” и преуспевать. Бог обещает, что преуспеет не только посаженное Им в этой земле, но также и все деревья полевые. Под этим, вероятно, подразумеваются другие народы, которые тоже будут благословлены Господом — опять же для того, чтобы они узнали о Нём. Тем временем сильные и богатые народы (изображённые как “высокое дерево” и “зеленеющее дерево”) будут повергнуты.
Каков смысл этого отрывка и к кому он относится? Как сказано в стихе 1, данная глава представляет собой притчу и загадку. Это затрудняет выбор какого-то одного толкования. Ниже приводятся две преобладающие точки зрения.
(1) Эта глава может быть мессианским пророчеством, в котором под нежной отраслью подразумевается Сам Христос. Ральф Александр так интерпретирует этот образ:
“Эта отрасль будет взята не от первого побега, отломанного Навуходоносором в ст. 4, 12, так как в Иер. 22:28-30 говорится, что род Иехонии прекратится и никогда уже не воссядет на Давидов престол. Родословную линию продолжат другие потомки Давида. Тем не менее, новая отрасль будет взята от “кедра” — от мессианской линии. Это будет «нежная отрасль» — мессианская идея (Ис. 11:1; Иер. 23:5-6; 33:14-16; Зах. 3:8; 6:12, 13). Это будет Мессия, которого Бог поставит Царём над Израилем в мессианском царстве. Высокая гора может означать Сион и храмовый комплекс (см. 20:40; Пс. 2:6; Мих. 4:1), но это всего лишь предположение. Это мессианское царство будет великим и плодоносящим, как величественный кедр (ст. 23). Все птицы будут обитать в его ветвях — возможный образ народов мира (см. Дан. 4:17, 32, 34-37; Мф. 13:31, 32). Все деревья (или народы, согласно ближайшему контексту) покорятся Мессии и Его правлению (ст. 24). Господь сказал — и сделает!”
Данная точка зрения имеет то преимущество, что ярко отображает успех мессианского царства (церкви), когда оно распространится по всему миру. Однако в Новом Завете нет ни одной ссылки на этот отрывок, что делает это толкование в лучшем случае предположением.
(2) “Отрасль” может означать кого-то из вождей во время возвращения иудеев в землю обетованную после вавилонского плена — Зоровавеля, Ездру или Неемию. Они были утверждены в земле обетованной и преуспели в своей работе, потому что Господь благословил их. Это толкование имеет то преимущество, что соотносится со следующим по времени историческим событием, которое реально произошло в Израиле. Такое толкование было принято раввинами.
Запоминающимся языком Бог поведал нам историю Иудеи, которая оказалась историей упущенных возможностей. Хотя в отдельных деталях толкования могут быть разными, основная истина очевидна: Божьему народу придётся испытать на себе последствия своего непослушания. Но в то же время им даётся надежда на славное будущее, потому что Бог верен Своим обещаниям.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД