Найти тему

Сквозь призму осколков: "Пиранези", Сюзанна Кларк

Сюзанна Кларк cнова удивила. И снова в хорошем смысле, несмотря на то, что поначалу я думала, что с этой книгой у меня не сложится. Начало здесь похоже на экспериментальный арт-хаус, снятый в каком-то удивительном месте, построенном на основе рисунков Пиранези, в честь которого и получил своё имя главный герой.

В этом огромном лабиринте живут птицы и один человек, называющий это место Домом, умеющий понимать это удивительное пространство, разговаривать с птицами и мыслить какими-то непривычными категориями. И мы ходим по этому месту, изучаем его бесконечные залы, смотрим на статуи, говорим с птицами и следим за приливами. Дом привлекает, завораживает, поражает масштабом и особой атмосферой, сотканной из духа классицизма смешанного с мифологическим и фантастическим и приправленного приглушенными тонами, полутенями и иногда светом звезд. При этом есть и отталкивающее ощущение чужеродности этого места человеческому существу, его звенящей эхом от криков птиц пустоты. Чуть позже ловишь себя на мысли, что как бы не был по-своему любопытен этот лабиринт, но хочется действия. И ответов на вопросы: что это за место, почему оно такое, кто на самом деле этот Пиранези и кто такие его мертвые?

Затем на сцене появляется Другой, ещё один человек в этом царстве статуй. Действие начинает двигаться и ты начинаешь понимать, что здесь царят иллюзии, привлекая каждого из персонажей чем-то своим. Как-будто обещая выполнить заветное желание, завлекая и делая пленниками. Пиранези немного исключение. Затем мы получаем ответы. Не все. Кларк оставляет на откуп читателю решение о том, что же это за место и почему оно именно такое. И я думаю, что каждый увидит здесь что-то своё. Хитрый лабиринт, в котором у каждого тут свои тараканы минотавры.

В итоге история получилась и научной, и фантастической, и мифической, и даже детективной. История людей, вмешанных в тайну существования иных миров. Вмешанных добровольно, по принуждению и из долга. Кто чего достиг в итоге?

-2

Человек, каким бы взрослым и умным он не был, все равно напоминает ребенка, который разбивает игрушку, чтобы понять, как она устроена. Доктор Кеттерли, пытаясь вернуть давно утраченное и явно более не подвластное человеку знание, с помощью Пиранези собирает осколки сведений о мире магии и пытается сквозь их призму увидеть путь к могуществу, которое, как он думает, откроет ему ритуал. Но он не понимает, что именно ищет. И не понимает, что даёт Дом. Его мышление ограничено материальным. А это скорее мир иллюзорный, созданный из остатков старого реального, когда люди жили в единении с природой и умели превращаться в птиц. Лабиринт это как расширение границ сознания. Мне кажется, что вот эта цитата очень хорошо отражает отношения людей и мира.

Я думаю о докторе Кеттерли, и в голове возникает образ. Это воспоминание о статуе в девятнадцатом северо-западном зале. Мужчина стоит на коленях, рядом с ним меч, разбитый на пять частей. Рядом лежат осколки шара. Мужчина разбил шар мечом, потому что хотел его понять, а теперь видит, что загубил и шар, и меч. Он озадачен и отказывается принимать, что шар разбит и ни на что не годен. Он собрал часть осколков и пристально смотрит на них в надежде, что они откроют ему новое знание.

Это в духе людей, да. Именно так.

Несколько сумбурно получилось. Такая книга. Замысловатая и очень о многом.

Сюзанна Кларк, фото из открытых источников сети
Сюзанна Кларк, фото из открытых источников сети