Найти в Дзене
Галерея ART&STARS

ПЕЩЕРЫ, ТОННЕЛИ, ПОДЗЕМЕЛЬЯ И ГРОТЫ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗАХ

 Ян Брейгель ст. «Отшельник перед гротом». (совместно с Йосом де Момпером). 56х80 см. Ян Брейгель ст. (1568 – 1625) - сын Питера Брейгеля Ст.
Ян Брейгель ст. «Отшельник перед гротом». (совместно с Йосом де Момпером). 56х80 см. Ян Брейгель ст. (1568 – 1625) - сын Питера Брейгеля Ст.

Давно на нашем канале не было тематических публикаций и вот, опять…
Сразу должен сделать два уточнения.
Во-первых, оговорюсь, что я не профессионал и не фанат подземного дела и не отношу себя ни к спелеологам, ни к диггерам, ни к сталкерам, ни к искателям подземных кладов и т.п… Тем более, одна моя мистически настроенная и просвещенная в этом плане знакомая сказала, что подземная магия (касающаяся, в числе прочего, и метрополитеновских примет это не для меня) –
ссылка. А познания ограничиваются с удовольствием прочитанного романа Джеймса Роллинса «Пещера» (несколько других его книг так же касаются этой темы), рядом других фантастических книг и публикаций в Интернете.
Во-вторых, огорчу любителей править текст, указывая на ошибки: тУннель и Тоннель, согласно орфографическим нормам языка употребляются одинаково правильно.

Оссерванца (Osservanza). Итальянский мастер? Активно работавший примерно в 1430-1450 годах. Ранее работа приписывалась кисти Стефано ди Джованни, более известного, как Сассета (14…-1450).
Оссерванца (Osservanza). Итальянский мастер? Активно работавший примерно в 1430-1450 годах. Ранее работа приписывалась кисти Стефано ди Джованни, более известного, как Сассета (14…-1450).
Д. ди Буоннисенья. Соществие в Ад. D di Buonnisen.
Д. ди Буоннисенья. Соществие в Ад. D di Buonnisen.
Фра Анжелико. Сошествие в ад.
Фра Анжелико. Сошествие в ад.
Тенирс Дэвид. Святые Павел Отшельник и Антоний Аббат.
Тенирс Дэвид. Святые Павел Отшельник и Антоний Аббат.

…..Следует отметить, что тема подземного мира Земли крайне любопытна и постоянно привлекает внимание как представителей сферы искусства (литературы, музыки, живописи), так и обыкновенных романтиков, пытающихся найти глубоко под землей или под водой не только клады, сколько скрытые тайны и артефакты. Тем более, исторически пещеры послужили первым комфортным жильем человека, дающим кров и защищающим от опасностей внешнего мира и природных катаклизмов. А стены пещер способствовали появлению живописи, великолепные образцы которой сохранились и до наших дней. Существует масса не подтвержденных, но и не опровергнутых мифов о нахождении Шамбалы под Тибетом, об огромных пещерах и тоннелях Антарктиды, связываемых то с летающими тарелками, то с Гитлером, то с рептилоидами и т.д.

Пещера Альтамира. Посетив пещеру Альтамира, случайно открытую пастухом в 1868г. в 30 км от города Сантандер (Кантабрия) и осмотрев ее наскальные рисунки, Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное!»… Фото из открытых источников.
Пещера Альтамира. Посетив пещеру Альтамира, случайно открытую пастухом в 1868г. в 30 км от города Сантандер (Кантабрия) и осмотрев ее наскальные рисунки, Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное!»… Фото из открытых источников.
Пещера Альтамира. Фото из открытых источников.
Пещера Альтамира. Фото из открытых источников.
Пещера Ласко во Франции. Открыта подростками в 1940 г. В начале 50-х о пещере узнал весь мир. В 1979 г. она вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.  Фото из открытых источников.
Пещера Ласко во Франции. Открыта подростками в 1940 г. В начале 50-х о пещере узнал весь мир. В 1979 г. она вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото из открытых источников.
Пещера Ласко. Фото из открытых источников.
Пещера Ласко. Фото из открытых источников.

Практика подтверждает верность предположения, что каждый крупный город имеет, если принимать во внимание три измерения (локации), без учета души города: «реальный» («поверхностный») город, «подземный» город (с его подземельями, туннелями и пр.) и «верхний» город (вспомним Тир-На-Ногт (из кельтской мифологии) в «Хрониках Амбера» Роджера Желязного).

Каповая пещера в России.Фото из открытых источников.
Каповая пещера в России.Фото из открытых источников.
Подземная Москва. Неглинка — река в центре Москвы, левый приток реки Москвы. Длина - 7,5 км, почти на всём протяжении заключена в трубу. Река дала названия многим московским улицам, площадям и станции метро.Фото из открытых источников.
Подземная Москва. Неглинка — река в центре Москвы, левый приток реки Москвы. Длина - 7,5 км, почти на всём протяжении заключена в трубу. Река дала названия многим московским улицам, площадям и станции метро.Фото из открытых источников.

Согласно традициям мифологии и религиозной веры у многих народов мира в подземном мире дислоцируется загробный мир или его половина для грешных душ, т.е. Ад, где ближе к земному ядру реально становится очень жарко… А вот символика пещер, тоннелей и т.п. тесно связана с циклом жизни и появлением человека на свет. Поэтому, дабы «алгоритмы не покраснели и не перекалились» умолчу о символической трактовке образа пещеры.

© Наталья Климова. Преп. Илья Муромец в пещерной келье в Киеве.
© Наталья Климова. Преп. Илья Муромец в пещерной келье в Киеве.
© «Тоннель», 2012 год. Автор с Ником: pieterburger
© «Тоннель», 2012 год. Автор с Ником: pieterburger
© Туннель в лесу. Авто с Ником: Raisa
© Туннель в лесу. Авто с Ником: Raisa
© Гедиминас Пранкевичус (Gediminas Pranckevicius) – литовский сюрреалист.
© Гедиминас Пранкевичус (Gediminas Pranckevicius) – литовский сюрреалист.
© Яцек Йерка – польский сюрреалист. Я его работы привожу только в тематических публикациях, т.к. из-за его зашкаливающей популярности не вижу смысла в очередной публикации о нем.
© Яцек Йерка – польский сюрреалист. Я его работы привожу только в тематических публикациях, т.к. из-за его зашкаливающей популярности не вижу смысла в очередной публикации о нем.

И, конечно, нельзя не помянуть Жюля Верна, моего любимого писателя начальных школьных лет и его замечательного романа «Путешествие к центру Земли».

© Портрет Жюля-Верна. Автор «Путешествия к центру Земли».Автор портрета не определен.
© Портрет Жюля-Верна. Автор «Путешествия к центру Земли».Автор портрета не определен.
Иллюстрации к роману Жюля-Верна  «Путешествие к центру Земли». Эдуар Риу (Edouard Riou). Франция.
Иллюстрации к роману Жюля-Верна «Путешествие к центру Земли». Эдуар Риу (Edouard Riou). Франция.
Иллюстрации к роману Жюля-Верна  «Путешествие к центру Земли». Эдуар Риу (Edouard Riou). Франция.
Иллюстрации к роману Жюля-Верна «Путешествие к центру Земли». Эдуар Риу (Edouard Riou). Франция.
Иллюстрации к роману Жюля-Верна  «Путешествие к центру Земли».
Иллюстрации к роману Жюля-Верна «Путешествие к центру Земли».
© Кадр из фильма «Путешествие к центру Земли» (по одноименному роману Жюль-Верна). Фото из открытых источников («Кинопоиск»).
© Кадр из фильма «Путешествие к центру Земли» (по одноименному роману Жюль-Верна). Фото из открытых источников («Кинопоиск»).

Не могли пройти мимо «пещерной» темы и авторы популярных и поучительных культовых киноэпопей, прежде всего, «Властелин колец» по роману философа Джона Толкиена и «Гарри Поттер» Джоанны Роулинс.

 © Когда то в идеально круглых норках, врытых в зеленые холмы Новой Зеландии, находились загоны для овец. Но однажды это место рядом с городком Матамата попалось на глаза Питеру Джексону, который, вдохновившись, решил «основать» здесь поселение хоббитов. Овечью ферму перестроили в Хоббитон, где были сняты сцены трилогии «Властелин колец», а затем и фильма «Хоббит». Фото из открытых источников.
© Когда то в идеально круглых норках, врытых в зеленые холмы Новой Зеландии, находились загоны для овец. Но однажды это место рядом с городком Матамата попалось на глаза Питеру Джексону, который, вдохновившись, решил «основать» здесь поселение хоббитов. Овечью ферму перестроили в Хоббитон, где были сняты сцены трилогии «Властелин колец», а затем и фильма «Хоббит». Фото из открытых источников.
Дом хоббита в пос. Хоббитон. Фото из открытых источников
Дом хоббита в пос. Хоббитон. Фото из открытых источников
© Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Дары Смерти». В одной из сцен в фильме «Гарри Поттер и Дары Смерти» герои пробираются в подземелья волшебного банка Гринготтс, чтобы забрать из сейфа Лестрейнджей меч и чашу. В качестве одного из уровней защиты от грабителей на сокровища наложены заклятия Умножения и Пылающей руки. Все, до чего дотрагивается вор, раскаляется добела и множится. Фото из открытых источников («Кинопоиск»).
© Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Дары Смерти». В одной из сцен в фильме «Гарри Поттер и Дары Смерти» герои пробираются в подземелья волшебного банка Гринготтс, чтобы забрать из сейфа Лестрейнджей меч и чашу. В качестве одного из уровней защиты от грабителей на сокровища наложены заклятия Умножения и Пылающей руки. Все, до чего дотрагивается вор, раскаляется добела и множится. Фото из открытых источников («Кинопоиск»).

На этом пока всё. Искренне Ваш, Михаил Лукин. Особо признателен тем, кто, знакомясь с публикациями, оставляет комментарии, ставит оценки (лайки), и, тем более, подписывается. Рекомендую вам также заглянуть в родственные каналы по живописи Галерея АRTist и «ВАША ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»

#культура #искусство #живопись#