Вирджиния Сатир (американский психолог) в своих работах выделяет понятия функционального и дисфункционального поведения.
Функциональная личность - состояние человека, когда он способен успешно адаптироваться к требованиям и вызовам социальной среды, в которой он находится.
Функциональность означает, что личность способна выявить свои потребности, решать проблемы, устанавливать доверительные отношения с людьми, адекватно реагировать на эмоции и стрессовые ситуации, а также находить смысл в своей жизни и иметь определенную жизненную цель.
Признаки функциональной личности:
- ясно выражает свои мысли, намерения, желания;
- обращает внимание на сигналы своего Я, тем самым принимая все свои мысли и чувства;
- способность видеть и слышать то, что происходит за её пределами, дифференцировать это от собственных проявлений и от проявлений среды;
- ведёт себя по отношению к другому человеку, как к существу, отдельному от неё и уникальному (работает в сторону родителей, общества, детей);
- рассматривает существование различности как возможность получения новой информации и исследования, а не как угрозу и причину конфликта;
- воспринимает других людей и ситуации в контексте, то есть с точки зрения того, чем они объективно являются, а не того, какими она (личность) хотела бы или ожидала их увидеть;
- принимает на себя ответственность за то, что чувствует, о чем думает, что видит и слышит, а не отрицает своих проявлений и не приписывает их кому-то другому;
- имеет навыки ведения открытой коммуникации, передачи и восприятия информации, выявления разночтений между ней самой и окружающими.
Дисфункциональная личность - личность, у которой не сформировались навыки адекватной коммуникации, такая личность не обладает средствами точного самовосприятия и самовыражения, а также не готова для правильной интерпретации поступающих извне сообщений.
Характеризуется нарушением функционирования и адаптации человека к социальной среде и затруднением в межличностных отношениях. Предположения, на которых будут основываться её действия, будут ложными, а попытки приспособиться к окружающей действительности будут беспорядочными и неадекватными. Дисфункциональная личность не способна сопоставить свою интерпретацию происходящего с реальной ситуацией. Ситуация "здесь и сейчас" будет рассматриваться через призму прошлого опыта. У такой личности затруднено сопоставление собственного восприятия с мнением партнера по общению.
Наиболее распространенные признаки:
- трудности в межличностных отношениях: проблемы в установлении доверительных отношений, социальной изоляции, насилие или агрессия в отношениях;
- низкая самооценка, чувство неполноценности, страх критики;
- неспособность или нежелание принимать ответственность за свои поступки;
- импульсивность и необдуманность в принятии решений;
- нарушение эмоционального равновесия, эмоциональная нестабильность, переживание сильных эмоциональных перепадов;
- недостаточное развитие навыков социальной адаптации и обучения;
- искаженное поведение, несовершенство моральных и этических принципов, постоянный конфликт с окружающими.
Можно сделать небольшой подытог. Функциональная личность - это позиция взрослого человека в активной и адекватной комуникации с миром, принимающая ответственность за действие или бездействие, управляющая и понимающая СВОИ чувства/мысли/эмоции. К такому формату взаимодействия с миром можно прийти только после разрушения иллюзий о самом себе (прежде всего) и иллюзий относительно мира.
Дисфункциональная личность - позиция ребенка. Как правило здесь наблюдается эгоцентризм во всей красе (хочу по моему/моя правда), часто нежелание принимать реальность такой, какая она есть (и признать, что ты не центр мира). Нарушения в коммуникации и интерпретации как внешних, так и внутренних сигналов.
Вот такая история, друзья. У меня родилась такая интересная фраза: "пока мы лечили своих внутренних детей на психотерапии, мы совсем забыли о том, что нам нужно быть взрослыми, но быть взрослыми нас не научили".