Найти тему
Строительный мир

Сибирская дорога, признанная одной из самых красивых в мире, продолжает расширяться

В Сибири продолжаются работы по расширению легендарной трассы Р-256 «Чуйский тракт», тянущейся от Новосибирска до границы с Монголией в районе Ташанты. Эту дорогу в 2014 году известный американский журнал National Geographic назвал одним из самых красивых автомобильных маршрутов мира.

© Елена Горланова / CC BY-SA 4.0 (Чуйский тракт. Дорога ч/з перевал Чике-Таман)
© Елена Горланова / CC BY-SA 4.0 (Чуйский тракт. Дорога ч/з перевал Чике-Таман)

И действительно, исторический участок от Бийска в направлении соседней страны пролегает через живописные места, пересекая бурные горные реки, величественные хребты и крупные межгорные котловины. На протяжении десятилетий этот путь остается одним из самых излюбленных у автотуристов. Однако с постоянным увеличением потока машин трасса местами не справляется с нагрузкой.

Именно поэтому сегодня идет планомерное обновление Р-256. Только за последние пару лет с двух до четырех полос расширили 32 км «Чуйского тракта». В Данный момент аналогичные работы продолжаются на нескольких участках суммарной протяженностью 45 км. В частности, в текущем году техника появилась в Первомайском и Косихинском районах Алтайского края, где с 234-го по 258-й км в скором времени появится по две полосы в каждую сторону.

В этом году в эксплуатацию введут 11 км реконструированных участков, в 2024-м — 17 км и еще 16 км — до конца 2025-го. В начале июня 2023-го регион посетил заместитель главы Росавтодора Виктор Тимофеев, который совместно с губернатором Виктором Томенко и начальником ФКУ Упрдор «Алтай» Анатолием Волковым проехал по трассе и проконтролировал ход работ.

В 2024-м к капитальному ремонту приступят и с 51-го по 135-й км (от Искитимского района Новосибирской области до границы с Алтайским краем), где предполагается расширение проезжей части до четырех полос с разделением встречных потоков. В данный момент продолжается разработка проектно-сметной документации.

Дорога с историей

Когда-то на месте «Чуйского тракта» была вьючная тропа, по которой торговцы перевозили различные товары из Азии в Российскую империю и обратно. Активное же освоение этого пути началось в середине XVIII в., а в следующем столетии инженеры стали все чаще наведываться на Алтай, предлагая различные варианты по обустройству тракта. Но власти не спешили выделять средства на эти цели.

© Пресс-служба Главы РА и Правительства РА / altai-republic.ru
© Пресс-служба Главы РА и Правительства РА / altai-republic.ru

Лишь к 1903 году вьючную тропу переоборудовали в колесную дорогу, но последняя довольно быстро пришла в негодность. Очередные изыскания провели в начале 1910-х, после чего приступили к строительству, однако активные работы развернули лишь в начале 1920-х. А 1 января 1935 года трассу официально ввели в эксплуатацию. До 1961-го «Чуйским трактом» называли лишь участок от Бийска до Ташанты.

М. Расцветаев. В Горном Алтае: из записок туриста // Вестник знания. — М., 1938. — №7 (июль). — С. 36-40:

«Прекрасное шоссе — Чуйский тракт, пересекающее весь высокогорный Алтай и пролегающее в исключительных по красоте местностях... Чуйский тракт начинается в г. Бийске. Еще в пределах города надо проехать длинный плавучий мост через р. Бию, волы которой стекают с крутых склонов Алтайских гор от самой Монгольской границы... Дорога вначале идет по широкой долине нижнего течения реки Катуни. Затем, как в ворота, она входит в средне-горную часть Ойротии и идет чудными извилинами Катуни. После густого леса неожиданно она выбегает к самой реке — каскадам Манжерокского порога... В обход непроезжего участка реки дорога, пересекая Катунь, уходит вдоль реки Семы, текущей с юга параллельно Катуни. Семинский мост — первый мост на р. Катуни. Лет десять тому назад никто не думал, что через Катунь можно построить мост; сейчас по этому мосту можно проехать на любой машине... С Семинского перевала дорога на протяжении свыше 30 км спускается в долину реки Урсул... За Онгудаем путь по Урсулу вскоре становится трудным, и дорога сворачивает по реке М. Ильгумень к перевалу Чике-Таман... По р. Б. Ильгумень шоссе выходит в широкую долину р. Катуни, глубоко врезанной здесь в мощные террасы... В этом участке, носящем название "бомы" (отвесная скала, спускающаяся прямо в реку — прим.), дорога как бы опоясывает скалы, повторяя малейший их изгиб. Это едва ли не один из самых эффектных участков пути. По красоте он оспаривает первенство у Военно-Грузинской дороги в Дарьяльском ущелье... От устья Чуи дорога пролегает в самом центре Горного Алтая. [Затем] дорога упирается в древнюю морену Чуйского ледника. С поверхности морены открывается вид прямо — на Чибитскую степь и вправо — на Сев. Чуйские Альпы. Вид этот очень эффектен... Дальше по тракту лежат две высокогорные степи — Курайская и Чуйская, которые вместе с другими составляют вторую характерную черту алтайской горной страны».
© Пресс-служба Главы РА и Правительства РА / altai-republic.ru
© Пресс-служба Главы РА и Правительства РА / altai-republic.ru

В советские годы «Чуйский тракт» не раз реконструировали, возводили новые капитальные мосты, заменяющие временные переправы, строили объездные участки. В последние годы на территории Алтайского края идут активные работы по расширению проезжей части.

В 2013-м открыли обход Бийска. Также рассматривается возможность строительства дублера через Солонешное, Усть-Коксу и Тюнгур, который позволил бы существенно разгрузить участок трассы от Бийска до села Иня (256 км).

Новый транспортный коридор Сибири: проект пересмотрен
Строительный мир23 апреля 2023

В статье использованы изображения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) / rosavtodor.gov.ru и Пресс-службы Главы РА и Правительства РА / altai-republic.ru