Наверное, если бы сегодня можно было спросить Андрея Никифоровича Воронихина, какую бы дату своей жизни он считает самой значимой для себя, то он, скорее всего, назвал бы год 1784. Год, когда он получил «вольную» от графа Строганова.
Да, известный русский архитектор, по чьим чертежам выстроен знаменитейший во всём мире собор в Санкт-Петербурге, был крепостным.
Детство
Мальчик родился у жены графского приказчика Воронина. С колкого языка дворовых людей Воронину прозвали Воронихой, а родившегося мальчика записали Воронихиным.
Местные кумушки утверждали, что Ворониха в 1759 году «затяжелела» от самого графа, но приказчик отчаянно это отрицал, а графу Строганову было не до бабьих разборов.
Так это или нет, осталось тайной, однако, родившийся 17 октября мальчик Андрей получил достаточное образование и даже с успехом окончил Уральскую иконописную художественную школу-мастерскую Гаврилы Юшкова, основанную графом.
Там он научился мастерски писать иконы для монастыря, расположенного близ дачи Строгановых на Яузе.
Мальчики, проявившие значительные успехи и закончившие строгановское обучение, направлялись в центральные города России для продолжения обучения. Среди способных оказался и Воронихин сын, и в 16 лет его направили в Москву, в Кремлёвскую архитектурную школу.
Юность
Сначала Андрей учился у В.И. Баженова – знаменитого графика, живописца и архитектора, чей рассвет пришёлся на времена царствования Екатерины II. Баженов известен, как основоположник русского классицизма, и именно он «заразил» юношу архитектурой этого стиля.
Под влиянием Василия Ивановича Андрей Воронихин точно определяет для себя дело своей жизни – стать архитектором. В дальнейшем он, как и положено хорошему ученику, превзойдёт своего учителя и даже станет одним из основоположников архитектурного стиля «русский ампир».
А пока он «набивает руку» в мастерской Баженова.
«Набивая руку», будущий архитектор массово расписывал фарфор, писал миниатюрные портреты, очень модные в конце 18-начале 19 вв., представлял в цветной акварели эскизы проектов ландшафтных и архитектурных сооружений Баженова, Казакова и др. архитекторов.
Благодаря своей «лёгкой кисти» Воронихин знакомится с английским архитектором Камероном, с которым впоследствии будет дружить и работать долгие годы.
В 1777 году Баженов получает крупный заказ – восстановить сгоревшую в 50-е года церковь в селе Троицком. Помимо самого Баженова в проекте принимают участие Карл Бланк и молодой, подающий надежды инженер – Андрей Воронихин. Воронихин работает с жаром, без устали чертит, рисует, подправляет… Но закончить начатую работу ему не судьба – в 1779 году из-за границы возвращается Строганов и, узнав об успехах своего протеже, решает забрать его в Санкт-Петербург. Возражать никто не смеет – крепостной он и есть крепостной! Поэтому строительство Церкови Троицы Живоначальной закончили в 1787 году без Воронихина.
Молодой наставник
Воронихин в это время назначен в сопровождающие графскому сыну Павлу для воспитания в нём «художественного вкуса», для чего едет с ним в длительное путешествие по России, включая Крым, Сибирь, Урал и дальше – Швейцария, Германия, Италия, Франция.
Для талантливого молодого человека такое путешествие – настоящий подарок судьбы: всё, о чём он столько слышал, что видел на рисунках-копиях, что мечтал увидеть собственными глазами, высокая живопись, величественная архитектура, художественная скульптура – всё открывается перед его ненасытным взором и жадно впитывается в память.
По возвращению из путешествия, в 1782 году, Андрей Воронихин, по распоряжению Строганова-старшего, поселяется в доме Строгановых в Санкт-Петербурге и начинает его архитектурную переделку, за 2 года превратив его в тот самый дворец Строгановых, который знаком нашим современникам. Строгановы настолько доверяют вкусу своего архитектора, что дают ему не только карт-бланш на перестройку дома, но и разрешают покупку новой мебели, заказ скульптур и цветовые решения комнат.
Вольная
Граф настолько восхищён переделкой, что в знак благодарности выдаёт 26-летнему гению архитектуры отпускную (вольную) грамоту - подтверждение освобождения от крепостной зависимости и тут же назначает его на новую должность – личного приобретателя предметов искусства для графской коллекции.
Воронихин искренне счастлив – теперь он может претендовать на официальное звание архитектора, которое могут получить только свободные граждане.
80-90 гг. – годы настоящего расцвета таланта Андрея Никифоровича. В семье Строгановых он занимает сразу две высокооплачиваемые должности: приобретателя предметов и личного графского архитектора.
Воронихин много работает, мотается из Питера в Москву и обратно…
Работа так и кипит, от заказов (не только графских!) нет отбоя:
- украшение дома на Невском;
- перестройка усадьбы в Марьино;
- строительство дома в Новой Деревне на Чёрной речке;
- павильон в Павловске;
- росписи в Царском Селе;
- грифоны в Камероновой галерее;
- Кабинет-Фонарик;
- парные павильоны Большого каскада в Петергофе;
- дома-усадьбы в Стрельне, Пулкове;
- огромная усадьба с парком в Братцево;
- парк между Чёрной речкой и Большой Невкой;
- пристань при малой даче Строгановых…
Придворный архитектор
Почти 15 лет свободного труда, изящность композиций, ясность и утончённость деталей, и вот уже Андрей Никифорович Воронихин становится придворным архитектором и планировщиком ландшафта императорского двора. Заветную бумагу, где он значится зодчим-архитектором, сын Воронихи получает в 40 лет.
И при этом он не бросает занятия живописью! За свои миниатюры в 1797 г. Андрей Никифорович получает звание «Академик миниатюрной перспективной живописи».
Инженер-проектировщик
Но он не только академик живописи и зодчий-архитектор, он обладает ещё и незаурядным инженерным талантом. Так, в 1801-1811 гг. при строительстве знаменитого собора в Петербурге, Воронихин впервые в истории строительства подобных зданий применил негорючий металлический каркас, что позволило создать купол диаметром 18 м! За это произведение архитектурного искусства был награждён званием «Академик архитектуры».
К тому же он Главный архитектор:
- Адмиралтейства;
- Берг- и Мануфактур- коллегий;
- Строительного комитета Ведомства Общественного призрения.
Принимает деятельное участие в проектировании Смольного, Адмиралтейства, Дома Пашкова, Собора св. Павла.
Профессор
С 1802 года – профессор живописи, преподаватель Академии художеств по архитектурному классу.
Его ученик Доменико Жилярди так же внёс достойный вклад в развитие русского зодчества.
Вместе с его отцом – итальянским архитектором Джованни Батиста Жилярди – Воронихин разработал проект усадьбы Кузьминки, принадлежавшей князю Голицыну. После перестройки усадьбу стали именовать «Русским Версалем».
Параллельно с «Версалем», в 1806-1811 гг. всевездесущий художник, архитектор и преподаватель умудрился отстроить здание Горного института, активно работал над двумя большими проектами композиционных памятников героям Отечественной войны 12 года, собирался сделать панорамный ансамбль вокруг Храма Рождества Христова в Москве из французских пушек…
Наследие
Но скоропостижная в 1814 году смерть прервала его кипучую деятельность. А он так хотел успеть воплотить в жизнь все свои задумки и планы, так торопился..!
Благодаря деятельности А.Н. Воронихина сложился архитектурный облик Санкт-Петербурга, который является центром светской культуры нашей страны. Без его великолепных идей, без упрямой необычайной трудоспособности, без желания продвигать и развивать русский классицизм и русский ампир, возможно этот город имел совсем бы иной вид. И не ясно, был бы этот вид лучше, чем тот, который подарили ему такие зодчие, как Баженов, Фальконе, Казаков и Воронихин.
Познакомиться со многими другими знаменитыми историческими личностями вы можете используя навигацию по нашему каналу:
Друзья, рады видеть вас на страницах нашего канала! Подписывайтесь, предлагайте в комментариях, о ком из известных личностей вы хотели бы узнать новые или малоизвестные факты.