Найти тему

А был бы Питер Питером без Воронихина

Оглавление
Воронихин Андрей Никифорович
Воронихин Андрей Никифорович

Да, известный русский архитектор, по чьим чертежам выстроен знаменитейший во всём мире собор в Санкт-Петербурге, был крепостным.

Детство

Мальчик родился у жены графского приказчика Воронина. С колкого языка дворовых людей Воронину прозвали Воронихой, а родившегося мальчика записали Воронихиным.

Местные кумушки утверждали, что Ворониха в 1759 году «затяжелела» от самого графа, но приказчик отчаянно это отрицал, а графу Строганову было не до бабьих разборов.

Так это или нет, осталось тайной, однако, родившийся 17 октября мальчик Андрей получил достаточное образование и даже с успехом окончил Уральскую иконописную художественную школу-мастерскую Гаврилы Юшкова, основанную графом.

Там он научился мастерски писать иконы для монастыря, расположенного близ дачи Строгановых на Яузе.

Мальчики, проявившие значительные успехи и закончившие строгановское обучение, направлялись в центральные города России для продолжения обучения. Среди способных оказался и Воронихин сын, и в 16 лет его направили в Москву, в Кремлёвскую архитектурную школу.

Юность

Сначала Андрей учился у В.И. Баженова – знаменитого графика, живописца и архитектора, чей рассвет пришёлся на времена царствования Екатерины II. Баженов известен, как основоположник русского классицизма, и именно он «заразил» юношу архитектурой этого стиля.

Под влиянием Василия Ивановича Андрей Воронихин точно определяет для себя дело своей жизни – стать архитектором. В дальнейшем он, как и положено хорошему ученику, превзойдёт своего учителя и даже станет одним из основоположников архитектурного стиля «русский ампир».

А пока он «набивает руку» в мастерской Баженова.

«Набивая руку», будущий архитектор массово расписывал фарфор, писал миниатюрные портреты, очень модные в конце 18-начале 19 вв., представлял в цветной акварели эскизы проектов ландшафтных и архитектурных сооружений Баженова, Казакова и др. архитекторов.

Благодаря своей «лёгкой кисти» Воронихин знакомится с английским архитектором Камероном, с которым впоследствии будет дружить и работать долгие годы.

В 1777 году Баженов получает крупный заказ – восстановить сгоревшую в 50-е года церковь в селе Троицком. Помимо самого Баженова в проекте принимают участие Карл Бланк и молодой, подающий надежды инженер – Андрей Воронихин. Воронихин работает с жаром, без устали чертит, рисует, подправляет… Но закончить начатую работу ему не судьба – в 1779 году из-за границы возвращается Строганов и, узнав об успехах своего протеже, решает забрать его в Санкт-Петербург. Возражать никто не смеет – крепостной он и есть крепостной! Поэтому строительство Церкови Троицы Живоначальной закончили в 1787 году без Воронихина.

Молодой наставник

Воронихин в это время назначен в сопровождающие графскому сыну Павлу для воспитания в нём «художественного вкуса», для чего едет с ним в длительное путешествие по России, включая Крым, Сибирь, Урал и дальше – Швейцария, Германия, Италия, Франция.

Для талантливого молодого человека такое путешествие – настоящий подарок судьбы: всё, о чём он столько слышал, что видел на рисунках-копиях, что мечтал увидеть собственными глазами, высокая живопись, величественная архитектура, художественная скульптура – всё открывается перед его ненасытным взором и жадно впитывается в память.

По возвращению из путешествия, в 1782 году, Андрей Воронихин, по распоряжению Строганова-старшего, поселяется в доме Строгановых в Санкт-Петербурге и начинает его архитектурную переделку, за 2 года превратив его в тот самый дворец Строгановых, который знаком нашим современникам. Строгановы настолько доверяют вкусу своего архитектора, что дают ему не только карт-бланш на перестройку дома, но и разрешают покупку новой мебели, заказ скульптур и цветовые решения комнат.

Вольная

Граф настолько восхищён переделкой, что в знак благодарности выдаёт 26-летнему гению архитектуры отпускную (вольную) грамоту - подтверждение освобождения от крепостной зависимости и тут же назначает его на новую должность – личного приобретателя предметов искусства для графской коллекции.

Воронихин искренне счастлив – теперь он может претендовать на официальное звание архитектора, которое могут получить только свободные граждане.

80-90 гг. – годы настоящего расцвета таланта Андрея Никифоровича. В семье Строгановых он занимает сразу две высокооплачиваемые должности: приобретателя предметов и личного графского архитектора.

Воронихин много работает, мотается из Питера в Москву и обратно…

Работа так и кипит, от заказов (не только графских!) нет отбоя:

  • украшение дома на Невском;
  • перестройка усадьбы в Марьино;
  • строительство дома в Новой Деревне на Чёрной речке;
  • павильон в Павловске;
  • росписи в Царском Селе;
  • грифоны в Камероновой галерее;
  • Кабинет-Фонарик;
  • парные павильоны Большого каскада в Петергофе;
  • дома-усадьбы в Стрельне, Пулкове;
  • огромная усадьба с парком в Братцево;
  • парк между Чёрной речкой и Большой Невкой;
  • пристань при малой даче Строгановых…

Придворный архитектор

Почти 15 лет свободного труда, изящность композиций, ясность и утончённость деталей, и вот уже Андрей Никифорович Воронихин становится придворным архитектором и планировщиком ландшафта императорского двора. Заветную бумагу, где он значится зодчим-архитектором, сын Воронихи получает в 40 лет.

И при этом он не бросает занятия живописью! За свои миниатюры в 1797 г. Андрей Никифорович получает звание «Академик миниатюрной перспективной живописи».

Инженер-проектировщик

Но он не только академик живописи и зодчий-архитектор, он обладает ещё и незаурядным инженерным талантом. Так, в 1801-1811 гг. при строительстве знаменитого собора в Петербурге, Воронихин впервые в истории строительства подобных зданий применил негорючий металлический каркас, что позволило создать купол диаметром 18 м! За это произведение архитектурного искусства был награждён званием «Академик архитектуры».

Санкт-Петербург, Россия. Невский проспект. Казанский собор. автор  A.Savin
Санкт-Петербург, Россия. Невский проспект. Казанский собор. автор A.Savin

К тому же он Главный архитектор:

  • Адмиралтейства;
  • Берг- и Мануфактур- коллегий;
  • Строительного комитета Ведомства Общественного призрения.

Принимает деятельное участие в проектировании Смольного, Адмиралтейства, Дома Пашкова, Собора св. Павла.

Профессор

С 1802 года – профессор живописи, преподаватель Академии художеств по архитектурному классу.

Его ученик Доменико Жилярди так же внёс достойный вклад в развитие русского зодчества.

Вместе с его отцом – итальянским архитектором Джованни Батиста Жилярди – Воронихин разработал проект усадьбы Кузьминки, принадлежавшей князю Голицыну. После перестройки усадьбу стали именовать «Русским Версалем».

Параллельно с «Версалем», в 1806-1811 гг. всевездесущий художник, архитектор и преподаватель умудрился отстроить здание Горного института, активно работал над двумя большими проектами композиционных памятников героям Отечественной войны 12 года, собирался сделать панорамный ансамбль вокруг Храма Рождества Христова в Москве из французских пушек…

Наследие

Но скоропостижная в 1814 году смерть прервала его кипучую деятельность. А он так хотел успеть воплотить в жизнь все свои задумки и планы, так торопился..!

Благодаря деятельности А.Н. Воронихина сложился архитектурный облик Санкт-Петербурга, который является центром светской культуры нашей страны. Без его великолепных идей, без упрямой необычайной трудоспособности, без желания продвигать и развивать русский классицизм и русский ампир, возможно этот город имел совсем бы иной вид. И не ясно, был бы этот вид лучше, чем тот, который подарили ему такие зодчие, как Баженов, Фальконе, Казаков и Воронихин.

Познакомиться со многими другими знаменитыми историческими личностями вы можете используя навигацию по нашему каналу:

Друзья, рады видеть вас на страницах нашего канала! Подписывайтесь, предлагайте в комментариях, о ком из известных личностей вы хотели бы узнать новые или малоизвестные факты.