Доля китайского рынка автомобилей на новых и экологически чистых источниках энергии (NEV) в мае достигла 30,1% и продолжает уверенно расти, сообщает газета «Женьминь Жибао» со ссылкой на местную ассоциацию автопроизводителей. За последний весенний месяц в КНР было произведено 712 тыс. NEV-автомобилей, что больше показателя этого же периода 2022 года на 53%. В 1-м квартале 2023 года 59% глобальных продаж транспортных средств на альтернативных и возобновляемых источниках энергии пришлось именно на китайский рынок. Власти Китая, агрессивно продвигая экологически чистые машины, 17 июня запустили отдельную рекламную кампанию NEV-автомобилей в сельской местности. Операторов рынка обязали строить зарядные станции в небольших населенных пунктах, а для селян Министерство промышленности разработало инструкцию, облегчающую покупку и эксплуатацию электромобилей.
Стремительно растущий парк электромобилей отражает общую тенденцию на «озеленение» экономики Китая. Ранее растущая головокружительными темпами промышленность и урбанизация КНР прочно закрепили за этой страной статус самой опасной для экологии планеты. По данным Bloomberg, еще в 2019 году выбросы вредных веществ в атмосферу одного Китая превысили совокупные выбросы четырех следующих в антирейтинге стран — США, Индии, России и Японии. И хотя КНР пока остается лидером по вкладу в мировые выбросы углерода, на его долю приходится около трети всех выбросов СО2 на планете, но ситуация быстро меняется к лучшему.
«Пекин утвердил государственную экологическую политику, направленную на полную декарбонизацию экономики к 2060 году, — объясняет кандидат экономических наук, старший научный сотрудник центра социально-экономических исследований Китая института Китая и современной Азии РАН Елена Кранина. — В ее рамках только в 2023 году из бюджета на предотвращение и ликвидацию загрязнения атмосферы направляется 33 млрд юаней (около 4,78 млрд долл.). Еще 25,7 млрд юаней (около 3,72 млрд долл.) с возможным увеличением на 2 млрд юаней (289 млн долл.) планируется выделить на борьбу с загрязнением воды. В стране функционируют более 1600 государственных инкубаторов и научных парков, большинство из которых вовлечены в проекты по разработке экологически чистых технологий. КНР занимает одну из лидирующих позиций в мире по патентам в таких областях, как ветровая энергетика, производство биотоплива и экологически чистое использование угля».
И усилия Пекина не проходят даром. «Китаю удалось за последние 10 лет на 34,4% сократить объемы эмиссий парниковых газов, — отметила Елена Кранина. — Это произошло благодаря снижению доли угля в национальной системе энергоснабжения с примерно 75% в 2005-м до 68,5% в 2012 году и до 56% в 2021-м. Доля чистых источников энергии в общем потреблении энергии КНР увеличилась с 14,5% до 25,5% за тот же период. А если к новой энергетике добавить мощности АЭС, — продолжает эксперт. — То чистая генерация уже обогнала угольную. По итогам 2022 года на угольные ТЭС пришлось 43,8% от общего объема установленных энергомощностей, а на объекты новой энергетики — 47,3%».
Кроме того, до конца текущего года Пекин планирует завершить создание национальной системы мониторинга и измерений выбросов. «Программа будет охватывать нефтегазовый, металлургический и теплоэнергетический секторы, а также переработку отходов, — сообщает Елена Кранина. — Около 25 тыс. основных загрязнителей Китая в настоящее время уже подключены к ней в режиме реального времени». Представление о масштабах программы дает объем продаж устройств для мониторинга окружающей среды — только в 2023 году он превысит 102 млрд юаней (16 млрд долл.), что в четыре раза больше, чем в 2014 году.
По данным международного энергетического агентства, Китай занимает лидирующее положение в сфере производства оборудования для электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии, в 2022 году доля ключевых компонентов китайского производства составила 70% от общего объема мирового рынка.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ