Сегодня два профессиональных праздника День медика и День медиатора.
День медика многие годы был для меня самым настоящим праздником с редисочным салатом, пирогами и заздравными тостами. Бабушка и младший брат – люди в белых халатах. Жаль, что вместо тире вклинивается слово «были». От него, глагола прошедшего времени никуда не деться. Но в моих душе и памяти никакого прошлого не существует. Там бабуля по-прежнему рассказывает анекдоты за праздничным столом, а вся семья хохочет. Там брат Андрюха с медной щетиной на подбородке и стетоскопом говорит: «Светка, что-то ты кашляешь нехорошо, давай-ка я послушаю тебя».
К нам в школу пришел новый ОБЖ-шник. Ростом невелик, жизнью потёрт, но зычным голосом и выправкой – бывший военный. Учил нас стрелять по мишеням, не в тире, а в кабинете труда. «Все легли под парты, носа не кажем. Симаковааа, цеееельсь, пли!». Отдача в плечо, я попала мишени в теоретическое ухо. Хорошо, что не в чье-то практическое. «Симакова, девонька, домашнее тебе задание. Рисуешь мишень, цепляешь на дерево, отходишь на десять шагов. Берешь камешки и кидаешь. Если будет кто-то под руку соваться, разгони их всех к чертям собачьим, чтоб не покалечить доходяг. Кидаешь до тех пор, пока не попадешь в яблочко. Ясно?». Натренировал меня до сплошных «пятёрок». Догадываюсь, что причина отличных отметок по ОБЖ кроется и в другом.
За разговорами дома выяснилось, что Иван-Иваныч (условно так назову нашего педагога по выживанию) – бывший коллега моей бабушки по работе на скорой помощи. «Тамара Леонидовна – не женщина, а Бог. А я у неё на подхвате». Бабушка – фельдшер, Иван Иванович – водитель. В начале 90-х кадров не хватало, работали вдвоем без медсестры или медбрата. Зима. Снега намело по пояс. Поступил вызов на железнодорожные пути под Копейском: человеку поездом отрезало ногу. Дальше цитирую «не женщину, а Бога», мою любимую Тамару Леонидовну. Пересказ не дословный, но близко к авторскому исполнению, услышанному, как раз за праздничным столом в День медика.
Приезжаем. Машину оставили на дороге, а сами по снежной целине пешком к путям. Вызов срочный, я как была в туфлях, так и сиганула. Снегу полные трусы набилось, он тает и стекает по ногам, но тут уж не до сантиментов. Доползли по сугробам. Мужчина от болевого шока лежит без сознания, конечность – рядом. Тут же ещё один «пациент» в полуобморочном состоянии, машинист тепловоза. На таких вызовах главное скорость. Командую: «Иван Иваныч, полуобморочному дай нашатыря. Вместе с ним пострадавшего на носилки и бегом в машину». Сама повязку накладываю на ногу пострадавшего. Конечность хватаю, достаю стерильные повязки и ногу пытаюсь сохранить, она ещё тёплая. Смотрю, мой водитель, помощник, раскудрить-через-коромысло, от увиденного глаза закатывает и тоже сознание теряет. Какой тут нашатырь?! Одного за шиворот беру и поперёк носилок, другого за шиворот хватаю и туда же, ногу сверху положила и говорю Иван-Ванычу: «Держи, зараза, крепко, двумя руками». И поволокла обоих. Пока по снежной целине ползла, мой помощник немного очухался, с носилок сполз и кричит сзади: «Тамара Леонидовна, подождите, я помогу». А промедление смерти подобно в прямом смысле. Я, не останавливаясь, ему голосом полковника (он так лучше понимает): «Ваня, приказываю конечность не терять и в снег её не ронять, чтобы зараза на неё не прицепилась. Бегом, я сказала!». Иван – молодец, собрался, на пару метров меня опередил. Пострадавшего в машине мигом разместили, пристегнули. Я ещё ведром снега успела зачерпнуть и ногу туда. И помчались в Челябинск, сразу на операционный стол. Вернулись на станцию, я подол платья сушить, пригладить. Смена в самом разгаре, с мокрым «хвостом» ходить не комильфо. А Иван-Ваныч весь трясется: адреналин рассасывается, кортизол зашкаливает. Я ему спирта в чай накапала, чтоб очухался немного. Так и работали. А ногу? Спасли и человека, и его ногу!
Про медиаторов и брата Андрюху расскажу как-нибудь в следующий раз.
А сейчас из души поздравляю всех причастных с Днём медицинского работника!
Крепкого здоровья вам, близким и пациентам!
Несмотря на сложность вашей профессии желаю получать от работы удовольствие!
Сил, терпения, мудрости!
И пусть те добрые дела, которые вы делаете, возвращаются к вам сторицей!
Кстати, квантовые физики со мной солидарны: настоящее, прошлое и будущее существует одномоментно. А раз так, то сегодня, вспоминая моих любимых медиков, я вновь окажусь с ними за одним столом и выпью не спирта, но красного за то, чтобы всем нам было хорошо, где бы мы не находились.
С праздником!
На фото, младший лейтенант медицинской службы, моя бабуля Тамара Леонидовна Гурова.
#житие_мое