Текст нашла в старой переписке с бывшей однокурсницей, привожу его почти неизмененным, с редкими пояснениями.
Сегодня выкладываю продолжение. Все фото авторские и сделаны в том походе.
Предыдущая часть здесь:
".... Одна из избушек показалась нам баней и мы, буквально сбегая по склону, лелеяли мечту попариться.... Но увы. Одна избушка строилась и на двери висел замок. Вторая была страшенная: обита чёрным рубероидом, обмотана колючей проволокой..... Такие страшилища здесь частое явление: когда-то на берегу было развито оленеводство и были постоянные поселения; людям нужен был телефон, по тундре протянули телефонную линию. Линию даже нанесли на карту. Я не разбираюсь в технике, почему-то были необходимы связисты, которые и жили в этих специально выстроенных домиках вдоль линии. Домики даже обозначены на карте - каждые 8 км украшает по избушке. Старейшие домики были такие как мы нашли - приземистые, страшные, обмотанные проволокой от зверья. Сейчас оленеводства нет/почти нет, посёлки брошены, линия разрушилась. Вся тундра вдоль моря усеяна сгнившими столбами и километрами проводов.
Ну, про километры проводов, конечно, преувеличение.
Избушки облюбовали охотники и рыбаки. Замки принято не вешать. Это оооочень дурной тон: тундра сурова, попасть в беду может каждый.
Внутри есть чуть-чуть съестного, кровати, печь, плита, к которой можно присоединить газовый баллон. Свечи - электричества-то нет. Часть избушек погибла безвозвратно. Часть восстановлена в более приглядном виде.
На двери страшной избушки-чернушки висел замок. Не попали в человечье жильё.
Во "дворе" бросили рюкзаки и надоевшие палки и бросились к морю по дюнам. Дюны не произвели впечатления. Сейчас только понимаю, какая это красота и мощь.
Собственно, поход и затевался ради двух вещей: моря и дюн. Говорят, место известное. Эти места очень любит Звягинцев) своего Левиафана он снимал неподалёку - в Териберке.
На год этого похода Левиафан был снят года 2 как, но туристической меккой Териберка ещё не была. Тем не менее, уже тогда она была "широко известна в узких кругах" (и эти круги - не любители Звягинцева). Чем она была в то время известна и в каких именно кругах мне не так уж и известно. Остается догадываться, что её любили охотники, рыболовы и совсем уж пробитые (или деньгой избалованные) туристы.
В дюнах понравилось то, что это ПЕСОК. ПЕСОК И НИКАКОГО БОЛОТА. песок правда был мокрый, и ботинки мои напитались лишней влагой.
Мы рассчитывали встать на берегу моря там, где со скал стекает ручей (данные карты). Но там до нас уже встала группка туристов. Они сказали что приезжают сюда каждый год и живут по месяцу-два. По правилам походного этикета пригласили нас выпить чаю и разбить лагерь рядом с их стоянкой. По правилам походного этикета мы отказались.
Мы дошли до моря, и вот что значит психология: при виде волн сразу стало тепло-тепло. Они набегали на берег и так же шумели, как где-нибудь в Крыму. И песок был такой же. И так же пахло солью и водорослями.
Поделилась мыслью о тепле: оказывается, всем стало теплее) все подумали о юге.
Потом ливанул дождь и мы побежали к рюкзакам - мы их не закрыли, бросив у избушки-чернушки. Пока бежали заблудились, влезли в какую-то горушку. На спуске оказался лес. Не помню писала ли я про лес. Он там низенький, чуть выше человека, из берёз. Берёзы очень ветвистые и ветки у них очень жёсткие, их трудно отвести рукой. Растут близко друг к другу. Такие леса пожалуй труднее для туриста, чем болота, тк очень тяжело продраться через них. А тут это был ещё и мокрый лес) пришли к запертой избушке злые. Рюкзаки вымокли со всеми вещами. Досаду усиливало то, что мы ведь знали об особенностях здешней погоды, уходя к морю видели тучи и почему-то не спрятали рюкзаки. Решили не искать места для стоянки и встали неподалёку, на берегу меленького, почти высохшего ручейка. У ручья заканчивался тот самый лес, спускавшийся с горушки, он закрывал нас и от моря, и от избушки. Мы уютно устроились. Конечно, это не берег моря, но позже мы оценили всю прелесть этого местечка. Рассчитывали простоять там 2 ночи.
Была надежда на костёр из проклятых берёзок (на самом деле мы не обижаем природу), но погода такая настала, что пришлось готовить в палатке на газовой горелке.
Ночью была какая-то гадость. Утром Вася проявил героизм и каким-то образом устроил костёр из отсыревшей древесины. Мы наконец-то, впервые с начала похода, погрелись у костерка.
Почти пересохший ручеёк превратился в маленькую речушку: начался прилив и он наполнился. Вдалеке было видно, что он впадает в реку Воронью. В ручье вдалеке виднелись крупные камни, 5 штук.
Мы наелись-напились и только собрались гулять по дюнам, как зарялил дождь. Мы забились в палатку. Разговаривали, спали.... сетовали что не увидим дюн, ради которых и шли сюда так долго) Вася показывал всем на телефоне заставку с какими-то левыми, на компе нарисованными дюнами, и говорил что вот дюны - смотри не хочу. Ну хоть так) временами кто-нибудь выходил и докладывал, что начался отлив, что ручей отошёл уже за 3 камень, что Воронья отступает. Потом опять начался прилив. Воронья и ручей правда представляли собой удивительное зрелище. Одно из самых приятных и ярких воспоминаний. Когда вспоминаю холодную душистую чистейшую воду, живущую непонятной и чуднОй приливно-отливной жизнью, туман, чёрные камни вдалеке, чаек над далёкой Вороньей, замирает сердце и хочется обратно. Вода казалась разумной.
К вечеру мы не выдержали, плюнули на бесконечный дождь и всё-таки пошли гулять.
О самом красивом дне похода расскажу на следующей неделе🌞🌈