В северо-западной части нефа есть самая знаменитая колонна, возле которой всегда толпятся туристы. Это колонна Святого Григория. Влага, идущая от земли сделала камень хрупким и еще в древние времена колонна была забрана металлическим коробом. В древнерусском описании Константинополя утверждается, что около стены в колонну был вмурован святой Григорий Богослов. Люди верили, что если что-то заболит, то стоит потереться этим местом об колонну и человек излечится.
В колонне есть отверстие, протертое за многие века верующими. По преданию, если просунуть в это отверстие большой палец и постараться провернуть на 360 градусов руку, то исполнится любое желание, особенно, если вы почувствуете влагу на пальце.
Айя-София почти вся построена Юстинианом за очень короткий срок. За время своего существования она подвергалась нескольким перестройкам. Первый раз после падения части купола при Юстиниане, потом при Василии Македонянине, при Палеологе в 1261 году и, наконец в 1848 году при реставрации. Последняя реконструкция собора была в 1356 году. С тех пор в храме ничего не менялось.
Размеры собора говорят о многотысячных толпах верующих. В купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. тенденции к грандиозности, величественной пышности и торжественности.
Бросается в глаза тщательная отделка мелочей. Особенно это проявляется в перилах гинекея (женский зал), украшенных крестами, в мозаичных коврах, покрывающих своды, в орнаментах куполов и верхних арок, из кантов и перемычек.
В Айя-Софии сам стиль определял размещение декоративных частей. Сначала внизу не должно было быть икон. Конечно, иконы, особенно чудотворные, были , но они не были вмонтированы в стены, стояли прислоненными к стенам. Все иконы были размещены в приделах.
Большинство мозаик, открытых при Фоссати и Зальденберге, за исключением Архангела в абсиде, принадлежит IX-X векам.
Все стены обшиты мраморным плитами. Каждую плиту распиливали на пластины толщиной 20-30 мм и разворачивали две соседние створки как книгу. Поэтому соседние створки имеют симметричный рисунок. Некоторые в этих рисунках видят Богородицу с Младенцем, другие видят дьявола или ангела-хранителя.
Когда вы войдете в главный неф, оглянитесь и посмотрите вверх. Вы увидите большую плиту зеленого мрамора. По свидетельству Стефана Новгородца там стояла икона Святого Спаса. Чуть выше сделано изображение Голгофского креста под балдахином из двух распахнутых и подвязанных занавесок. Прототип Креста был изготовлен из драгоценных металлов. Просвещенные крестоносцы не могли пройти мимо этой драгоценности и умыкнули ее, как и многое другое.
Ниже креста изображены дельфины. Дельфины - это символ Христа.
В проходах между западной стеной нефа и западной парой опорных столбов на потолке хорошо сохранились мозаики невероятной красоты.
Оказывается, в древности тоже были любители граффити. На опорных столбах и стенах на уровне человеческого роста есть многочисленные надписи, сделанные руками многих поколений верующих богомольцев. Больше всего надписей сделано на западной стене.
Если входить в неф через правую дверь, то на стене чуть ниже карниза сохранилась надпись “Господи, помоги”. Южнее упомянутой двери виден рисунок. На нем изображен человек с копьем в левой руке и шаром в правой. И надпись “Самона”. Конечно, надо хорошо всмотреться, чтобы что-то увидеть.
Более отчетливые надписи оставлены строителями. Ведь у них был инструмент и им было легче вырезать что-либо на камне. Таких отметок насчитали 625 штук. Докопаться до того, что они значат до сих пор не удалось.
Особенно величие собора можно почувствовать рано утром, когда храм пустой и еще нет толп туристов. Прокопий отмечал, что “никто еще никогда не пресытился этим зрелищем».