Я очень люблю всякую технику, в частности поезда. И мне хочется делиться с кем нибудь знаниями про эти виды техники. Сегодня я расскажу про тепловоз ТЭП80.
История тепловоза.
После того как создали тепловоз ТЭП70 с мощностью дизельного двигателя 4000 л.с., то сразу же задумались над созданием односекционного пассажирского тепловоза с мощностью 6000 л.с.. Взяли за основу тепловоз ТЭП70 и поставили на него дизель на 6000 л.с.. Получился ТЭП75. Но ожидаемых результатов он не дал. Дизель-генераторная установка весила слишком много и тепловоз имел большой вес и слишком высокую осевую нагрузку (24,5 тонны), и поэтому это сильно портило путь, особенно на больших скоростях. В итоге ТЭП75 не пустили в серийное производство.
В 1985 году прекратили выпуск тепловоза ТЭП60, а в 1987 и 2ТЭП60 (который хотели заменить тепловозами ТЭП75) и начали разработку нового тепловоза с дизелем 6000 л.с.. За основу взяли тепловоз ТЭП70. Для того чтобы снизить нагрузку на рельсы и разместить на тепловозе реостатный тормоз, новый тепловоз сделали не шестиосным, а восьмиосным. Под руководством главного конструктора Юрия Хлебникова была разработана восьмиосная тележка, и в 1988 и 1989 годах на Коломенском заводе были выпущены два тепловоза, получивших обозначение ТЭП80-0001 и ТЭП80-0002.
Характеристики тепловоза.
Род службы: Пассажирский
Осевая формула: 2+2-2+2
Полный служебный: вес 180т
Нагрузка от движущих осей на рельсы: 22,5 тс
Длина локомотива: 24 500 мм
Максимальная высота: 4975 мм
Ширина: 3086 мм
Ширина колеи: 1520 мм
Наименьший радиус проходимых кривых: 125 м
Тип дизеля : 1Д49
Мощность дизеля: 6000 л.с.
Тип передачи: электрическая переменно-постоянного тока
Конструкционная скорость: 160 км/ч (стандарт)
245 км/ч (скоростной)
271 км/ч (скоростной, рекорд)
Тормозная система: электрическая реостатная, пневматическая
Запас топлива: 6000 кг
Запас песка: 800 кг
Судьба тепловозов.
Весной 1989 года тепловоз ТЭП80-0001 проходил испытания на экспериментальном кольце ВНИИЖТа, где разгонялся до 196 км/ч. Работал он потом на Октябрьской железной дороге и обслуживал поезда на Рижском направлении. В конце девяностых из за неисправности двигателя его законсервировали.
ТЭП80-0002 был закреплён на ВНИИЖТе и в регулярной эксплуатации не числился. На нём проводили цикл скоростных испытаний для изучения работы новой четырёхосной тележки на скоростях до 250 км/ч, которую планировалось использовать на перспективных высокоскоростных электровозах. В 1992 году модернизированный тепловоз с вагоном-лабораторией развил скорость 262 км/ч. А 5 октября 1993 года на перегоне Шлюз — Дорошиха была проведена поездка со скоростями до 271 км/ч, что стало мировым рекордом по скорости для тепловозов, о чём впоследствии на кузове локомотива была нанесена надпись.
По состоянию на 2023 год оба тепловоза сейчас в музейном состоянии и находятся в музеях железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге и в Новосибирске.
Заключение.
Как и сейчас этот пассажирский тепловоз является для нас рекордсменом по скорости тепловозов в мире. Он оставил большой след в истории отечественного тепловозостроения!