Найти в Дзене
TÜRKLER için-для ТЮРКОВ

Татарская народная музыка. Часть1.

Tilde, Fikirde, İste-birlik! Татарская традиционная музыка занимает особое место в тюркской музыкальной культуре. Можно даже говорить, она связующее звено между музыкальными традициями Средней Азии, Кавказа, Анатолии, Степных народов и Сибирских тюрков. Это объясняется историческим прошлым татарской нации, ее многокомпонентностью формирования в широких просторах Евразии и близких контактах со многими народами. Как и вся традиционная тюркская музыка она основана на пентатонике, хоровое пение-унисонное(за редьким исключением), применяется эпические жанры, хотя меньше чем у других тюрков. В то же время татарская (вернее татаро-башкирская) музыка имеет свои специфические особенности. По своей мелизматике, структуре, особенно в инструментальной музыке заметна близость с китайской и японской музыкой. Ранее принятие Ислама наложил отпечаток во взаимодействии с арабо-персидской культурой, а это шло через тюрков Средней Азии и Османов. Специалисты также отмечают влияние соседних финн

Tilde, Fikirde, İste-birlik!

Татарская традиционная музыка занимает особое место в тюркской музыкальной культуре. Можно даже говорить, она связующее звено между музыкальными традициями Средней Азии, Кавказа, Анатолии, Степных народов и Сибирских тюрков. Это объясняется историческим прошлым татарской нации, ее многокомпонентностью формирования в широких просторах Евразии и близких контактах со многими народами. Как и вся традиционная тюркская музыка она основана на пентатонике, хоровое пение-унисонное(за редьким исключением), применяется эпические жанры, хотя меньше чем у других тюрков. В то же время татарская (вернее татаро-башкирская) музыка имеет свои специфические особенности. По своей мелизматике, структуре, особенно в инструментальной музыке заметна близость с китайской и японской музыкой. Ранее принятие Ислама наложил отпечаток во взаимодействии с арабо-персидской культурой, а это шло через тюрков Средней Азии и Османов. Специалисты также отмечают влияние соседних финно-угорских народов. У некоторых этнографических групп (крещенных татар-кряшен, нагайбаков) заметно влияние русской народной музыки.

Надо отметить, в периоды в своей государственности-Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства, Астраханского ханства и др.ханств существовала развитая профессиональная музыка, развивалась практика дворцового музыцирования (в этих государствах функционировали придворные, военные инструментальные ансамбли). Был богатый инструментарий. Существовала профес. традиция музыкального чтения Корана. Т.к эти были мусульманские государства, музыка была под большим влиянием восточной- общемусульманской культуры.

В песенном творчестве татар есть несколько основных жанров. По тематике и функции бывают: 1)драма (календарно-и семейно-обрядовые, игровые, колыбельные 2)дастаны, баиты, мунаджаты 3)лирическо-бытовые.

По форме и музыкальному стилю-1)озын көй (протяжные песни), 2)салмак һәм кыска көйләр (умеренные и короткие напевы) 3)авыл көйләре (деревенские напевы).

Трудовые и обрядовые песни связаны с определенным действием, и они относятся к наиболее раннему творчеству народа. Отличаются лаконизмом мелодики, ритмики и простотой формы. Сюда же относятся свадебные (туй җырлары), гостевые (кодалар, мәҗлес җырлары) песни. Они очень разнообразны у каждой этнографической группы. Н-р светлые колоритные у кряшен, минорные у татар-мишар-кыз елату (плач невесты).

Примеры трудовых и обрядовых-"Тула басам"(Возделевание суконных чулков), "Кояш чыгар"("Солнце восходит"), "Рекрут көе"

-свадебных- "Булса иде"("Пусть будет"), "Туй җыры"(Свадебная), у татар-мишар на мелодию "Таң кучат", много разных песень(текстов)

-гостевых-"Бар туганнар бергә", "Кодалар килгән", "Әйдә дуслар бергә яшик".

-игровых (уен җырлары)-"Кояш теләү", "Чума үрдәк, чума каз", "Саналмыш"

-колыбельных-"Бишек җыры"

Жанр баиты (бәетләр) повествуют об исторических событиях, о семейных трагических собыиях, о гибели близких. Напев в баите имеет второстепенную роль. Многие баиты слагаются на одну и ту же мелодию. Известные баиты: "Сак-Сок", "Солдат бәете", "Рус-япон сугышы бәете", "Айшә бәете", "Герман бәете" и.т.д.

Мунаджаты-духовные мусульманские песнопения, способ личного обращения к Всевышнему. Их сюжеты различны, есть посвященные к Пророку Мухаммеду(с.г.в.,мир ему), Его матери, к другим Пророкам. Есть прославляющие религиозные праздники, события. Мелодии мунаджатов сочинялись под большим влиянием арабо-персидской музыки, с элементами макам. Сюда же можно отнести Көйләп уку (книжное пение)-музыкальное исполнение старинных книг религиозного характера-"Бадавам", "Бакырган", "Мухаммадия", "Кыйсса-и-Йусуф".

Лирическо-бытовые песни.

ОЗЫН КӨЙ-протяжные лирическо-бытовые песни. Это ценнейшее музыкальное наследие татарского народа. Народ этим напевам доверял самые сокровенные свои чувства и помысли, в них душа народа и характер его мировосприятия, его философия и история. Умение исполнять "озын көй" критерий мастерства певца. Но каждый талантливый исполнитель вносит свое личное, особенное в трактовку песни, по своему обогащает узорами, орнаментами. Многое зависит ещё от местности и этнографических особенностей. Развитие жанра "озын көй" связано с сольной традицией пения. Они исполняются без сопровождения или под скрипку(саз, кыл-кубыз), курай, последнее время под гармонику. Именно с "озын көй" связано труднопереводимое понятие "МОҢ", который характеризует душевность, умение орнаментировать мелодию, способность передать глубину чувств исполнителя.

Классические примеры "озын көй": "Уел"(Раздумье), "Кара урман"(Дремучий лес), "Әллүки"(Колыбельная), "Сибелә чәчәк"(Осыпаются цветы), "Су буйлап"(По реке), "Рәйхан", "Олы юлның тузаны" (Пыль большой дороги), "Озату" (Прощание) и.т.д.

Кыска көй(короткая мелодия)-подвижные мелодии с четкой "квадратной" структурой и ритмической организацией, отсутствием орнаментики. Сюда же примыкает "салмак көй"-умеренные напевы. Популярные примеры: "Күбәләгем"(Бабочка моя), "Алмагачлары"(Яблоня), "Баламишкин" (Мишкин сын), "Сабан туе", "Бөрлегән"(Ягодка-костеника ), "Күгәрчен гөрлидер" (Голубь воркует), "Җомга"(Пятница) и.т.д.

К "кыска көй" примыкает такмаки-песни типа частушки. В народе они обычно исполняются хором, в соревновательном порядке, парни-девушки или гости-хозяева.Такмаки основа плясовым мелодиям.

Популярны 2-частные песни, сочитающие черты "озын көй" и "кыска көй".

Популярнейшим жанром татарского народного творчества являются "авыл көйләре" (деревенские напевы). Характеризуется 2-частной простой структурой, устойчивым умеренным темпом, нисходящей мелодикой. Примеры: "Авыл көе", "Арча", "Сарман", "Күн авылы көе", "Өнсә авылы көе", "Минзәлә", "Наласа", "Безнең урам" и.т.д. Надо отметить, татарский народ считает своей малой родиной местности и города всей Евразии, посвящает песни. Этого нет у других народов (если только у русских и у имперских наций). Приведу примеры, только очень известные: "Ашхабад", "Алма-Ата", "Уфа-Чиләбе", "Оренбур шәле", "Агыйдел буйлары"(У Белой-реки), "Урал буе", "Сакмар буе", "Себер юлы-биек тау"(Сибирская дорога), "Тобол көе", "Порт-Артур", "Әдрән диңгез"(Адриатическое море).

У татар казачьего сословия, нагайбаков популярны ратные, войсковые песни. Имеются хоровое многоголосное пение.

Народные музыкальные инструменты: курай-духовой, типа продольной флейты

кубыз-язычковый, щипковый

сорнай-духовой

домбра-струнный щипковый

саз-струнный

Широко используется европейские инструменты гармонь(баян, тальян, двухрядка), скрипка, мандолина, гусли.

Самые известные исполнители народных песен, легенды:

-Камиль Мотыйги (1883-1941)

-Гульсум Сулейманова (1907-1968)

-Рашит Вагапов (1908-1962)

-Зифа Басыйрова (1910-1979)

-Габдулла Рахимкулов (1926-1997)

-Фарида Кудашева (1920 -2010)

-Ильхам Шакиров (1935-2019)

-Альфия Авзалова (1933-2017)

-Тахир Якупов (1946-1999)

-Флюра Сулейманова г.р.1939

-Хайдар Бигичев (1949-1998)

Последние годы (1980-е 2000'-е)стали популярными: Зухра Сахабиева, Хамдуна Тимергалиева, Фердинанд Салахов, Хания Фархи, Салават, Зайнап Фархетдинова, Халида Бигичева, Филус Кахиров, Сиринә Зәйнетдинова. У них в репертуаре много народных песен.

Гармонисты прошлого, которые остались в памяти народа:

Файзулла Туишев (1884-1958)

Гали Джамлиханов (1914-1992)

Файзрахман Биккенин (1898-1968)

Гани Валиев (1905-1978)

Мухтар Ахмадеев (1925-1987)

Рамиль Курамшин (1947-2022)

Рашид Мустафин (1946-2023)

Рустем Валеев (1961-2014)

На ваше внимание лучшие образцы татарских народных песен и мелодий. Попурри на тему народных песен в инструментальном исполнении, клип по сюжету татарской сказки "Шурале":

Легендарный певец 1940-х, 50-х поёт тат.нар. песню "Фирдәвескәй". В его исполнение очень много народных песен. Обладал уникальным голосом. Классическое, образцовое исполнение каждой песни. Ещё одна особенность татарской народной лирики, это большое кол-во песен посвященных любимой девушке или женщине. Эти песни названы прекрасными женскими именами. Только в репертуаре Рашита Вагапова десяток таких песен: "Нурия", "Әлфия", "Рәйхан", "Алсу", "Ал-Зәйнәбем", "Фирдәвескәй", "Зөләйха", "Хәмдия", "Бибисара", "Хафизәләм-иркәм".

Популярнейшая певица прошлых лет Зифа Басыйрова поет тат.нар.песню "Агыйдел":

Символ татарской песни Илһам Шакиров поёт а капелло "Иске кара урман". Образец "озын көй", лучшее исполнение. Прекрасный голос:

Всенародная любимица с настоящим народным голосом Альфия Авзалова поет тат.нар.песню "Күбәләгем":

Поистине народный певец Габдулла Рахимкулов исп. песню "Агымсу" (Текущая вода):

Общее достояние татарского и башкирского народов Фарида Кудашева исп. тат.нар.песню "Авыл көе" (Деревенский напев):

Любимец народа, звезда 70-80-х Таһир Якупов-"Олы юлның тузаны" (Пыль большой дороги":

Своим мягким голосом Флюра Сөләйманова исп. тат.нар.песню "Түгәрәк күл" (Озеро круглое):

Народная песня "Рәйхан" в исполнении Рафаэла Ильясова:

Рано ушедший от нас Хәйдәр Бигичев с сильнейшим голосом исполнял и оперные партии и народные песни. Гениальный певец, уникальный голос. Супругой Зөхрә Сахабиевой поют тат.нар.песню "Асылъяр":

Из семейства Бигичевых- Хәлидә Бигичева с уникальным голосом. Лучшее исполнение тат.нар.песни "Су буйлап" (По реке Волга):

Из молодых исполнителей Гүзәл Җәләлова с приятным голосом (моңлы) исп. тат.нар.песню "Умырзая"(Подснежник):

Звезда современной татарской сцены Салават часто включает в свой репертуар народные песни. Из раннего репертуара певца-"Зөләйха":

В заключении образец татарских такмаков. Самодеятельный анс. "Мишәр" (Урмай, Чувашия) исп. "Нижгар такмакмаклары:

Старался охватить всех известных исполнителей татарских народных песен прошлого. Поэтому статья получилась обьемной. Надеюсь в продолжении (следующем выпуске) больше уделять внимание современным исполнителям.

Вот что сказал народный поэт Габдулла Тукай о народной песне: "Халык җырлары бабаларыбыз тарафыннан калдырылган иң кадерле вә иң бәхалы мирастыр...Халык җырлары-халкыбыз күңеленең һич тутыкмас вә күгәрмәс саф вә раушан көзгеседер. Бу-бертөрле сихри көзгедер..." В переводе-"...Народные песни-самое дорогое и ценное наследие, оставленное нашими предками... Народные песни-это чистое и волшебное зеркало нашего народного сердца..."

Свои предложения и пожелания пишите в комментариях. Не забудьте подписаться на канал, чтоб не пропустить интересные выпуски.