Более 57% исследованного в мире агросырья содержит микотоксины — такие данные за 2022 год по 87 странам приводит международная компания DSM animal nutrition and health. Грибы-продуценты, опасные для животных и человека, загрязняют зерно и снижают рентабельность производства. О том, из-за чего в зерне появляются микотоксины, чем они вредны и как предотвратить их возникновение, рассказывает руководитель по культуре кукуруза компании «Лимагрен» Андрей Медведев.
Зараженное зерно производители отбраковывают
«Сейчас сложно найти хотя бы одного переработчика зерна, а также производителя молочной или мясной продукции, который бы не задавался вопросом о микотоксинах, — поясняет Андрей Медведев. — Потому что микотоксины загрязняют сельскохозяйственные культуры, влияют на жизнь и здоровье животных, которые питаются зараженным зерном. В итоге у фермеров и компаний снижается рентабельность производства».
Микотоксины — это вторичные метаболиты микроскопических грибов (плесеней), обладающие токсичными свойствами.
У животных, которые питаются зараженным кормом, ухудшается продуктивная функция: поголовье болеет, фиксируются летальные случаи, снижаются надои КРС, яйценоскость домашних птиц. Микотоксины негативно воздействуют и на репродуктивную функцию: у животных отмечается большой спектр болезней, которые приводят к различным заболеваниям вплоть до полного бесплодия. Поэтому переработчики зерна и производители молока, мяса, птиц озабочены тем, чтобы уровень микотоксинов в сырье был минимальным.
«Переработчики не могут использовать зараженное зерно для дальнейшей переработки и для производства продуктов животноводства, — комментирует эксперт. — Такое зерно они отбраковывают. Потому что купить дешевое, но зараженное, чревато тем, что в перспективе будет заражено все поголовье».
Микотоксины мигрируют с юга на север
Одной из причин появления микотоксинов является нарушение технологических операций или агротехнологии при выращивании сельскохозяйственных культур. Например, причиной может стать несоблюдение севооборота. В таком ситуации в почве накапливается максимальное количество болезней, вредителей, которые начинают повреждать растения и в итоге риск заражения растений микотоксинами многократно увеличивается.
Микотоксины являются биологическими контаминантами природных загрязнителей зерна злаковых, бобовых, семян подсолнечника, а также овощей и фруктов. Они могут образовываться при хранении во многих пищевых продуктах под воздействием развивающихся в них микроскопических грибов.
«В последнее время мы видим такую тенденцию: площади кукурузы на юге уменьшаются, а на севере увеличиваются. Если раньше юг занимал порядка 30–32% от всех площадей под эту культуру в России, то теперь это порядка 27–28%. Вслед за распространением посевов все дальше на север в новые регионы мигрируют все сопутствующие проблемы: болезни, вредители и микотоксины», — рассказывает Андрей Медведев.
Самыми опасными считаются четыре микотоксина
В настоящее время известно более 400 наименований микотоксинов. Условно их можно разделить на две группы: полевые и те, которые поражают зерно при неправильном хранении. Для каждого микотоксина есть свои показатели по рекомендуемому порогу риска. Но если говорить в целом, то содержание микотоксина в зерне должно быть минимальным.
Продуцентами полевых (или фузариозных) микотоксинов являются грибы Fusarium. Наиболее опасны зеараленон (ZEA), Т-2 токсин (T-2), фумозин (FUM) и дезоксиниваленол (DON). Микотоксины хранения чаще всего дают грибы Aspergillus и Penicillium.
Каждый микотоксин по-своему вреден и может быть опасным для конкретных типов организмов. Например, Т2-токсин подавляет иммунитет животных, препятствует синтезу белка. Токсичен для кишечника, печени, почек, костного мозга. Падежа птиц и животных из-за Т2 не зафиксировано. Очень часто данный микотоксин называют «маркерным», так как он редко встречается в самостоятельном виде, обычно он идет в паре с другими микотоксинами. И если в результате исследований обнаруживается Т2-токсин, то можно с уверенностью сказать, что и другие микотоксины также будут присутствовать в данном зерне.
Дезоксиниваленол — один из самых распространенных микотоксинов из группы фузариум. На микотологии в 50-80% случаях выявляют зерно, зараженное именно им. Он появляется из гриба Fusarium graminearum — это плесень светло-розового цвета, которая образуется на початках растений. DON особенно опасен для сферы свиноводства. Если он присутствует в корме, то может вызывать летальные случаи поголовья. Употребление КРС пищи, зараженной DON, приводит к снижению надоев и, соответственно, к уменьшению рентабельности. Летальность крупнорогатого скота из-за этого токсина минимальна.
Зеараленон встречается реже, чем DON — примерно в 20-25% случаев. По данным исследований, зараженный зеараленоном корм практически невреден для кур. Вместе с тем для КРС он является наиболее опасным микотоксином, который вызывает целый ряд болезней у поголовья. Некоторые ученые считают, что продукцию, в которой содержится зеараленон, не рекомендуется употреблять в пищу и людям, т.к. образование раковых опухолей у человека может быть связано именно с этим микотоксином.
К фумозину наиболее чувствительны лошади. Этот токсин, который образует гриб Fusarium moniliforme, имеет множество форм (Б1, Б2, Б3 и т.д.). Обычно появляется в теплом или жарком климате. Например, на Юге России и в южных частях Воронежской области достаточно часто находили именно фумозин.
Почему бороться надо с первопричиной заражения
«По данным исследований компании DSM, положительных подвижек по решению проблемы с микотоксинами не наблюдается, — комментирует Андрей Медведев. — Содержание Т2-токсина за последние 10 лет увеличилось на 5%, Зеараленон — вообще на 12%. Фумозин и DON остались на том же уровне: в пределах 55-60%».
Микотоксины отличаются друг от друга по размерам, форме, массе молекул, по химическим, биологическим свойствам и т.д. Поэтому, как отмечает эксперт, сегодня не существует универсальных препаратов, которые бы могли нейтрализовать сразу все микотоксины в кормовой массе. Можно снизить долю токсинов адсорбентами, но это значительно удорожает себестоимость продукции.
«Если в зерне образовались микотоксины, значит, произошло нарушение в технологии выращивания продукта. Мы предлагаем бороться с первопричиной, т.е. использовать семена, устойчивые к фузориозу — это основной поставщик полевых микотоксинов», — считает Андрей Медведев.
«Лимагрен» предлагает фермерам широкую линейку гибридов кукурузы, которая позволяет решать различные сельскохозяйственные задачи. Компания активно развивает направления силосной и зерновой кукурузы, внедряя новейшие технологии в селекции.
«LGAN® (Limagrain Animal Nutrition®) — это силосные гибриды, которые обладают высокой переваримостью клетчатки. Технология HYDRANEO® обеспечивает повышенную засухоустойчивость гибридов зерновой кукурузы. А STARPLUS (Starch +) помогает выращивать кукурузу с повышенным содержанием крахмала, в основном на силос.
Мы предлагаем и гибриды двойного назначения — на зерно и на силос. Также в нашем портфеле кукурузы есть гибриды, которые обладают максимальной устойчивостью к фузариозу и, соответственно, к появлению микотоксинов. Генетическая устойчивость к фузариуму является одной из основ в защите от микотоксинов», — подчеркивает Андрей Медведев.
Ссылка на первоисточник https://lgseeds.ru/blog/Nachinatnuzhnossemyankakfermeramborotsyasmikotoksinami/