Челябинские артисты часто отправлялись с гастролями в отдаленные районы области. Спектакли проходили в перевозном театре-шапито, который однажды лишился крыши из-за стихийного бедствия.
Об этом агентству Полит74 рассказал Александр Ермолаевич Краснов – хранитель истории Челябинского театра драмы, директор музея.
Он отметил, что театр часто выезжал на гастроли по области. Это были творческие встречи, спектакли, концерты. Документы свидетельствуют, что еще в 1924 году артисты бывали в сельских районах. В предвоенные годы такие гастроли стали еще более частыми. Во время Великой Отечественной войны концертная бригада театра работала не только в Челябинской области, но и выезжала к линии фронта. Московский Малый театр находился в эвакуации в Челябинске в 1941-1942 годах. Он организовал бригады, в состав которых входили челябинские артисты. А после Великой Отечественной войны появился театр-шапито.
Как бывший администратор Шаляпина спас челябинский спектакль
- Всем известно, что такое цирк – шапито: круглая арена, брезентовый купол, деревянные лавки для зрителей. И сейчас можно увидеть в Челябинске подобные цирки с брезентовым шатром. А у нас было квадратное сооружение, похожее на огромный сарай.
Рано утром монтировщики приезжали куда-нибудь в колхоз, на площади перед правлением или на пустыре ставили металлическую конструкцию, закрывали ее брезентом, внутри ставили деревянные скамейки для зрителей. Вместо сцены использовались два грузовика «УралЗИС» – миасского автозавода имени Сталина, на которые во время войны устанавливались знаменитые «Катюши». После войны грузовики отдали театру, на них перевозились декорации и шатер для выездных спектаклей. На кузове устанавливали декорации и делали импровизированную сцену.
Однажды во время гастролей на юге Челябинской области когда поставили шапито, налетел внезапный ураган. Он вырвал металлические крепления, и крышу, как парус, унесло далеко в степь. Спектакли тогда начинались очень поздно. Колхозники говорили: «Когда скотину с пастбища пригонят, мы коров подоим, по хозяйству приберемся, а потом к вам на концерт придем». Почему-то они называли спектакли концертами. И вот, поздний вечер, зрители собрались, а крыши нет.
В то время администратором театре был Путерман, который еще в 30-е годы возил Шаляпина на гастроли по Франции. Он собрал всех и сказал: «У меня еще никогда не было, чтобы я деньги за билеты раздавал зрителям. Спектакль играть будем!». И представление прошло под открытым небом. Сзади тарахтел дизель – мы возили с собой генератор, чтобы можно было двумя лампочками освещать сцену. А в колхозе – праздник. Музыка играет, артисты приехали – НАСТОЯЩИЕ!, - вспоминает Александр Ермолаевич.
«Фурцваген» и деревенские свахи
- Я застал театр-шапито, который работал до начала 70-х годов. Как принимали эти гастроли сельские жители! Был в театре спектакль «Ретро». По сюжету пьесы старик Чмутин остался вдовцом. А дочь решила от него избавиться, но как? Надумала отца женить. Договорилась с тремя бабушками, которые придут на смотрины, он выберет себе невесту, и сыграют свадебку. Дамы должны были прийти с интервалом в час, однако все перепутали. Одна опоздала на час, а другая пришла на час раньше. Так втроем и нагрянули. Никакие смотрины не состоялись, все переругались, старик нервничает, дочка злится, на этом спектакль заканчивается.
Закрывается занавес, мы выходим на улицу, монтировщики разбирают декорации, девушки убирают костюмы. И в этот момент подходит делегация сельских старушек. Прямо к Володе Чечеткину, который играл роль старика Чмутина, и говорят ему: «Слушай, старик, что ты в своем городе забыл? И дочка у тебя нехорошая, ишь, что удумала – женить тебя на старости лет. А у нас соседка Матрена одинокая, у нее хозяйство, куры, огородик. Оставайся у нас в деревне, тут и будешь жить». Так зрители сопереживали тому, что происходит на сцене!, - рассказывает хранитель истории театра.
Александр Краснов вспоминает, что по сельским районам артистам приходилось ездить и зимой, и летом. У театра был автобус, который назывался «фурцваген» по имени министра культуры Екатерины Фурцевой. В автобусе не открывались окна. Зимой в нем было очень холодно, а летом очень жарко.
- Однажды в конце декабря, в мороз мы едем между деревнями с выездным спектаклем, смотрим – на дороге кто-то стоит, палкой машет. Подъезжаем ближе и видим, что это мужик в костюме Деда Мороза с рюкзаком за спиной. Остановились, чтобы довезти человека. Оказывается, это наш артист Владимир Чермянинов. Отработал елку в одном колхозе и пешком передвигался в другой по сельской дороге. Зима, мороз – в таких условиях работали наши артисты!, - говорит Александр Ермолаевич.