Найти тему
Полит74

Унесенная ветром: хранитель истории челябинской драмы рассказал, как пропала крыша у театра-шапито

Оглавление
Сейчас артисты челябинской драмы тоже работают без "крыши на головой": в здании театра идет капитальный ремонт. Репетиция на сцене театра оперы и балета под руководством Дмитрия Астрахана. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)
Сейчас артисты челябинской драмы тоже работают без "крыши на головой": в здании театра идет капитальный ремонт. Репетиция на сцене театра оперы и балета под руководством Дмитрия Астрахана. Фото Людмилы Ковалевой (Южноуральская панорама)

Челябинские артисты часто отправлялись с гастролями в отдаленные районы области. Спектакли проходили в перевозном театре-шапито, который однажды лишился крыши из-за стихийного бедствия.

Об этом агентству Полит74 рассказал Александр Ермолаевич Краснов – хранитель истории Челябинского театра драмы, директор музея.

Он отметил, что театр часто выезжал на гастроли по области. Это были творческие встречи, спектакли, концерты. Документы свидетельствуют, что еще в 1924 году артисты бывали в сельских районах. В предвоенные годы такие гастроли стали еще более частыми. Во время Великой Отечественной войны концертная бригада театра работала не только в Челябинской области, но и выезжала к линии фронта. Московский Малый театр находился в эвакуации в Челябинске в 1941-1942 годах. Он организовал бригады, в состав которых входили челябинские артисты. А после Великой Отечественной войны появился театр-шапито.

Как бывший администратор Шаляпина спас челябинский спектакль

- Всем известно, что такое цирк – шапито: круглая арена, брезентовый купол, деревянные лавки для зрителей. И сейчас можно увидеть в Челябинске подобные цирки с брезентовым шатром. А у нас было квадратное сооружение, похожее на огромный сарай.

Рано утром монтировщики приезжали куда-нибудь в колхоз, на площади перед правлением или на пустыре ставили металлическую конструкцию, закрывали ее брезентом, внутри ставили деревянные скамейки для зрителей. Вместо сцены использовались два грузовика «УралЗИС» – миасского автозавода имени Сталина, на которые во время войны устанавливались знаменитые «Катюши». После войны грузовики отдали театру, на них перевозились декорации и шатер для выездных спектаклей. На кузове устанавливали декорации и делали импровизированную сцену.

Александр Краснов, фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
Александр Краснов, фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)

Однажды во время гастролей на юге Челябинской области когда поставили шапито, налетел внезапный ураган. Он вырвал металлические крепления, и крышу, как парус, унесло далеко в степь. Спектакли тогда начинались очень поздно. Колхозники говорили: «Когда скотину с пастбища пригонят, мы коров подоим, по хозяйству приберемся, а потом к вам на концерт придем». Почему-то они называли спектакли концертами. И вот, поздний вечер, зрители собрались, а крыши нет.

В то время администратором театре был Путерман, который еще в 30-е годы возил Шаляпина на гастроли по Франции. Он собрал всех и сказал: «У меня еще никогда не было, чтобы я деньги за билеты раздавал зрителям. Спектакль играть будем!». И представление прошло под открытым небом. Сзади тарахтел дизель – мы возили с собой генератор, чтобы можно было двумя лампочками освещать сцену. А в колхозе – праздник. Музыка играет, артисты приехали – НАСТОЯЩИЕ!, - вспоминает Александр Ермолаевич.

«Фурцваген» и деревенские свахи

- Я застал театр-шапито, который работал до начала 70-х годов. Как принимали эти гастроли сельские жители! Был в театре спектакль «Ретро». По сюжету пьесы старик Чмутин остался вдовцом. А дочь решила от него избавиться, но как? Надумала отца женить. Договорилась с тремя бабушками, которые придут на смотрины, он выберет себе невесту, и сыграют свадебку. Дамы должны были прийти с интервалом в час, однако все перепутали. Одна опоздала на час, а другая пришла на час раньше. Так втроем и нагрянули. Никакие смотрины не состоялись, все переругались, старик нервничает, дочка злится, на этом спектакль заканчивается.

Закрывается занавес, мы выходим на улицу, монтировщики разбирают декорации, девушки убирают костюмы. И в этот момент подходит делегация сельских старушек. Прямо к Володе Чечеткину, который играл роль старика Чмутина, и говорят ему: «Слушай, старик, что ты в своем городе забыл? И дочка у тебя нехорошая, ишь, что удумала – женить тебя на старости лет. А у нас соседка Матрена одинокая, у нее хозяйство, куры, огородик. Оставайся у нас в деревне, тут и будешь жить». Так зрители сопереживали тому, что происходит на сцене!, - рассказывает хранитель истории театра.

Александр Краснов вспоминает, что по сельским районам артистам приходилось ездить и зимой, и летом. У театра был автобус, который назывался «фурцваген» по имени министра культуры Екатерины Фурцевой. В автобусе не открывались окна. Зимой в нем было очень холодно, а летом очень жарко.

- Однажды в конце декабря, в мороз мы едем между деревнями с выездным спектаклем, смотрим – на дороге кто-то стоит, палкой машет. Подъезжаем ближе и видим, что это мужик в костюме Деда Мороза с рюкзаком за спиной. Остановились, чтобы довезти человека. Оказывается, это наш артист Владимир Чермянинов. Отработал елку в одном колхозе и пешком передвигался в другой по сельской дороге. Зима, мороз – в таких условиях работали наши артисты!, - говорит Александр Ермолаевич.