Что у нас на пульте: музыкальный антагонизм

Несмотря на то, что вроде бы музыка считается универсальным языком для общения между людьми, стереть некоторые грани человеческих особенностей ей явно не удаётся. Одни люди - мечтательные и чувствительные, с большим душевным размахом. Другие - дисциплинированные и педантичные, сухие и скрывающие свои эмоции.

Музыкальное искусство - не идеальный мир, не сфера безусловной любви и взаимного понимания. Как и в жизни, в музыкальном мире всегда существуют разногласия, неприязнь, зависть, жёсткая критика, забвения и ещё много других человеческих пороков и проблем.

А если учесть "разницу менталитетов", то кажется, что эту пропасть между гармонией и раздраем преодолеть невозможно.

О чём это я? О чувствах и практицизме. О мотивах, "спрятанных в глубинах фактуры", и о мелодиях -"искренних движениях души". О Чайковском и о Брамсе.

Не в первый раз на наших пультах произведения этих композиторов стоят рядом. Казалось бы, что в этом такого? Обычно репертуар оркестра не ограничивается какими-то условностями.

Но в сочетании Чайковский-Брамс уже давно принято говорить о своеобразном музыкальном антагонизме.

И в таком соседстве есть некий глубинный смысл, основанный на личных взаимоотношениях композиторов, роли каждого в мировом музыкальном искусстве, их разных характерах и взглядах. В конце концов, это личное противостояние в прошлом, сегодня выглядит, как разница менталитетов и неприязнь западного мира к русской культуре.

Сегодня у нас в работе, в международном оркестре Kunming International Philharmonic, который базируется в китайской провинции Юньнань, две знаковые симфонии: 4-я Чайковского и 4-я Брамса. Два абсолютных шедевра, два полюса, два мира, объединённых трагедией и болью.

Несмотря на то, что вроде бы музыка считается универсальным языком для общения между людьми, стереть некоторые грани человеческих особенностей ей явно не удаётся.

Симфония №4 П.И.Чайковского - определённая черта в творчестве композитора, начало нового этапа в развитии всей симфонической музыки. Появление "психологической драмы" в рамках симфонического цикла.

Симфония №4 Й.Брамса - вершина симфонического творчества композитора. Его последнее произведение в этом жанре. Новаторство Брамса заключается в том, что здесь он объединил традиции классической симфонии и романтической, чем определил их дальнейшее развитие.

Сегодня на наших репетициях нет разговоров об "излишней учёности Брамса" и "чрезмерной сентиментальности Чайковского". Нет размышлений о личностях этих композиторов, мол, один - деликатный и модник; второй - человек, которому всё равно во что он одет. Нет выводов: русские темы красивые, доходят до глубины души, а немецкие - "недосказанные какие-то". Никто не вспоминает известное выражение советского композитора Н.Я.Мясковского про "окаменелости Брамса".

Несмотря на то, что вроде бы музыка считается универсальным языком для общения между людьми, стереть некоторые грани человеческих особенностей ей явно не удаётся.-2

Мы, музыканты-исполнители, не думаем о том, что западному человеку, должно быть, никогда не понять "глубину чувств и широту души русского человека". Мы стараемся потратить свои эмоции, донести до слушателя смысл каждого произведения и мысли композиторов, несмотря на то, что в нашем коллективе работают музыканты из разных стран...

Несмотря на то, что вроде бы музыка считается универсальным языком для общения между людьми, стереть некоторые грани человеческих особенностей ей явно не удаётся.-3

Посмотрите, послушайте отрывок из Финала 4й симфонии П.И.Чайковского с нашего концерта. Угадайте: к какому "полюсу" принадлежит дирижёр?

Подсказка: дирижёр - не китаец! Китаец будет Брамсом дирижировать))

Несмотря на то, что вроде бы музыка считается универсальным языком для общения между людьми, стереть некоторые грани человеческих особенностей ей явно не удаётся.-4

В жизни всё может быть...

Подписывайтесь, комментируйте, выражайте свои мысли!

Можно ВСЁ!

#музыка

#культура

#чайковский

#брамс