Несмотря на то, что вроде бы музыка считается универсальным языком для общения между людьми, стереть некоторые грани человеческих особенностей ей явно не удаётся. Одни люди - мечтательные и чувствительные, с большим душевным размахом. Другие - дисциплинированные и педантичные, сухие и скрывающие свои эмоции.
Музыкальное искусство - не идеальный мир, не сфера безусловной любви и взаимного понимания. Как и в жизни, в музыкальном мире всегда существуют разногласия, неприязнь, зависть, жёсткая критика, забвения и ещё много других человеческих пороков и проблем.
А если учесть "разницу менталитетов", то кажется, что эту пропасть между гармонией и раздраем преодолеть невозможно.
О чём это я? О чувствах и практицизме. О мотивах, "спрятанных в глубинах фактуры", и о мелодиях -"искренних движениях души". О Чайковском и о Брамсе.
Не в первый раз на наших пультах произведения этих композиторов стоят рядом. Казалось бы, что в этом такого? Обычно репертуар оркестра не ограничивается какими-то условностями.
Но в сочетании Чайковский-Брамс уже давно принято говорить о своеобразном музыкальном антагонизме.
И в таком соседстве есть некий глубинный смысл, основанный на личных взаимоотношениях композиторов, роли каждого в мировом музыкальном искусстве, их разных характерах и взглядах. В конце концов, это личное противостояние в прошлом, сегодня выглядит, как разница менталитетов и неприязнь западного мира к русской культуре.
Сегодня у нас в работе, в международном оркестре Kunming International Philharmonic, который базируется в китайской провинции Юньнань, две знаковые симфонии: 4-я Чайковского и 4-я Брамса. Два абсолютных шедевра, два полюса, два мира, объединённых трагедией и болью.
Симфония №4 П.И.Чайковского - определённая черта в творчестве композитора, начало нового этапа в развитии всей симфонической музыки. Появление "психологической драмы" в рамках симфонического цикла.
Симфония №4 Й.Брамса - вершина симфонического творчества композитора. Его последнее произведение в этом жанре. Новаторство Брамса заключается в том, что здесь он объединил традиции классической симфонии и романтической, чем определил их дальнейшее развитие.
Сегодня на наших репетициях нет разговоров об "излишней учёности Брамса" и "чрезмерной сентиментальности Чайковского". Нет размышлений о личностях этих композиторов, мол, один - деликатный и модник; второй - человек, которому всё равно во что он одет. Нет выводов: русские темы красивые, доходят до глубины души, а немецкие - "недосказанные какие-то". Никто не вспоминает известное выражение советского композитора Н.Я.Мясковского про "окаменелости Брамса".
Мы, музыканты-исполнители, не думаем о том, что западному человеку, должно быть, никогда не понять "глубину чувств и широту души русского человека". Мы стараемся потратить свои эмоции, донести до слушателя смысл каждого произведения и мысли композиторов, несмотря на то, что в нашем коллективе работают музыканты из разных стран...
Посмотрите, послушайте отрывок из Финала 4й симфонии П.И.Чайковского с нашего концерта. Угадайте: к какому "полюсу" принадлежит дирижёр?
Подсказка: дирижёр - не китаец! Китаец будет Брамсом дирижировать))
В жизни всё может быть...
Подписывайтесь, комментируйте, выражайте свои мысли!
Можно ВСЁ!
#музыка
#культура
#чайковский
#брамс