Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Безумный Пьеро (1965, Франция - Италия, мелодрама / криминальный / роуд-муви): Когда ты лишаешься любви, ты лишаешься жизни

"Безумный Пьеро" Годара стал для меня четким свидетельством того, что Годар не является в прямом смысле творцом. Он является человеком, который изучил механизмы кино и всю жизнь пытается имитировать киноискусство, предлагая свои искусственные приёмы.
Конечно, кинематографическим прорывом стал фильм "На последнем дыхании", в котором теоретику дали практику, и тот, ошалев, снял что-то нестандартное, – абсолютно в духе 60-х, то есть, что-то воодушевляющее.
Все фильмы Годара отдают мертвенным холодом.
В "Безумном Пьеро", пожалуй, рассказывается личная история Годара.
Бельмондо в фильме "На последнем дыхании" играл асоциального чувака, бунтаря, который был таковым по натуре. Его герой никогда не пребывал внутри буржуазной жизни. В "Безумном Пьеро" Бельмондо исполняет другую роль. Он женат на какой-то бабе со статусными родителями, у него семья, но он сбегает с нянькой, присматривавшей за их детьми. Потом оказывается, что эта "нянька" (Анна Карина) замешана в крутых делах (такой расклад

"Безумный Пьеро" Годара стал для меня четким свидетельством того, что Годар не является в прямом смысле творцом. Он является человеком, который изучил механизмы кино и всю жизнь пытается имитировать киноискусство, предлагая свои искусственные приёмы.

Конечно, кинематографическим прорывом стал фильм
"На последнем дыхании", в котором теоретику дали практику, и тот, ошалев, снял что-то нестандартное, – абсолютно в духе 60-х, то есть, что-то воодушевляющее.

Все фильмы Годара отдают мертвенным холодом.

В "Безумном Пьеро", пожалуй, рассказывается личная история Годара.

Бельмондо в фильме "На последнем дыхании" играл асоциального чувака, бунтаря, который был таковым по натуре. Его герой никогда не пребывал внутри буржуазной жизни.

Кадр из фильма "Безумный Пьеро" (1965)
Кадр из фильма "Безумный Пьеро" (1965)

В "Безумном Пьеро" Бельмондо исполняет другую роль. Он женат на какой-то бабе со статусными родителями, у него семья, но он сбегает с нянькой, присматривавшей за их детьми. Потом оказывается, что эта "нянька" (Анна Карина) замешана в крутых делах (такой расклад выглядит абсолютно неубедительно, – что же тогда сподвигло ее сделаться нянькой?!)

Но, по большому счету, это неважно. Годар рассказывает классическую для 60-х историю о побеге от благополучного, но унылого мира в мир любви, свободы и смерти. Любовь – это свобода. Любовь тебя окрыляет и заставляет совершать безрассудные поступки. Любовь лишает тебя свободы. Но когда ты лишаешься любви, – ты лишаешься жизни.

Кадр из фильма "Безумный Пьеро" (1965)
Кадр из фильма "Безумный Пьеро" (1965)

Романтический фильм Годара повествует о том, что любовь довольно быстро исчезает из твоей жизни. Кто-то разлюбил раньше, кто-то – позже. Тот, кто разлюбил позже, — страдает сильнее. Запоздавший в "разлюблении" Бельмондо способен на безрассудные поступки, поэтому он – Безумный Пьеро.

Пьеро – так его называла героиня фильма. Таким он и остался с легкой руки режиссера, слегкая напоминая своим прозвищем персонажа из "Буратино".

С привычным занудством Годар рассказывает историю Безумного Пьеро, но в фильме, – честно, правда, – есть отличный финал длиной с полчаса (осознание Пьеро, что его больше не хотят), в котором герой выслушивает "анекдот из личной жизни" случайно заблудившегося персонажа, которое потом станет визиткой любого роуд-муви, потом – слепое убийство любимой, а еще потом – обматывание своей головы поясом террориста и поджиганием фитиля. Такие фокусы выглядят свежо и очень красят фильм!

Кадр из фильма "Безумный Пьеро" (1965)
Кадр из фильма "Безумный Пьеро" (1965)

Оценка: 7,5 из 10.

Режиссер: Жан-Люк Годар.
Сценарий: Жан-Люк Годар, Лайонел Уайт,
Оператор: Рауль Кутар,
Композитор: Антуан Дюамель.

В главных ролях:
Жан-Поль Бельмондо, Анна Карина.
В ролях: Грациэлла Гальвани, Айша Абадир, Анри Атталь, Паскаль Обье, Раймон Девос, Роже Дютуа, Сэмюэл Фуллер.

Кадр из фильма "Безумный Пьеро" (1965)
Кадр из фильма "Безумный Пьеро" (1965)

Интересные факты о фильме:

  • Обвинения в большом количестве насилия и трупов Годар, парировал фразой, ставшей знаменитой: "Это не кровь, просто красное". Цветовой символизм играет определяющую роль в художественном строе картины.
  • Название фильма должно было вызвать у французских зрителей ассоциации со знаменитым налетчиком 1940-х годов — Пьером Лутрелем, он же "Пьеро Чокнутый" (фр. Pierrot le Fou), очень романтизированная версия подвигов которого изложена в фильме Жака Дерэ "Банда", снятом по роману Роже Борниша.
  • "Безумного Пьеро" Годар снимал якобы без сценария, как и "На последнем дыхании". Но Анна Карина впоследствии утверждала, что все было распланировано до мельчайших деталей, Годаром владела жажда перфекционизма.
  • Годар изначально хотел снимать фильм с Ричардом Бартоном и Сильвией Вартан.

Читайте также на моем канале:

Жан-Поль Бельмондо. Актеры французского кино
Владимир Гордеев10 июня 2023
Кадр из фильма "Безумный Пьеро" (1965)
Кадр из фильма "Безумный Пьеро" (1965)