Найти тему
Юрий Кот

211 лет со дня рождения автора «Обломова» — Ивана Гончарова

18 июня день рождения замечательного русского писателя Ивана Александровича Гончарова. Он родился в 1812 году в Симбирске, в городе, основанном царем Алексеем Михайловичем. Его отец, Александр Иванович, купец третьей гильдии, через год после смерти жены в свои 50 лет женился на 19-летней Авдотье Матвеевне Шахториной купеческого звания, которая подарила ему четверых детей — в первом браке детей не было. Иван был третьим ребенком в семье. Его крестным, как и его брата и сестер, был близкий друг отца, отставной моряк, помещик Н.Н. Трегубов, который обожал своих крестников, а после смерти главы семейства взял на себя попечение о них.

-2

Ваню он выделял среди детей. Когда мальчик освоил грамоту и поступил в пансион, Трегубов познакомил его со своей библиотекой, с книгами о кругосветных плаваниях, занимался с ним астрономией, математикой, учил навигационному делу.

В десять лет Ваню со старшим братом определили в Московское коммерческое училище — мать надеялась, что они пойдут по пути отца. О годах учебы в училище Иван Гончаров вспоминать не любил: ему не по душе был строгий военизированный устав, муштра и формализм, которые царили в училище. Его привлекали русская словесность, география, иностранные языки и история. Чтение стало его страстью, из-под его пера появились и первые сочинения. На семейном совете мать уступила желанию сына и подала в Симбирский магистрат просьбу о его увольнении из купеческого звания, что дало Ивану возможность поступить на словесное отделение Московского университета.

-3

Гончаров с удовольствием учится, выделяет среди однокурсников Станкевича, К.Аксакова, Строева и Бодянского, которые, как и он, сосредоточены не на политике, а на литературных интересах. В 1832 году появляется, правда без подписи, первый опус студента-словесника — перевод двух глав Э. Сю «Ата-Гюль».

После окончания университета Гончаров едет погостить домой, решив затем отправиться в Петербург. Двадцатидвухлетний выпускник Московского университета с первой встречи произвел самое благоприятное впечатление на губернатора, который предложил юноше место секретаря в губернской канцелярии, исполнителя приходящих бумаг, убедив, что ему необходим надежный помощник в борьбе со взяточничеством и с злоупотреблениями. Однако прекрасные порывы Гончарова к бескорыстному гражданскому служению губернатору так и не понадобились, и разочарованный юноша все-таки отправился в Петербург, где поступил переводчиком в Департамент внешней торговли Министерства финансов. Молодой чиновник подписал клятву, обязательную для всех поступавших на государственную службу: « Я, нижеподписавшийся, объявляю, что я не принадлежу ни к каким ложам масонским или иным тайным обществам, внутри Империи или вне ея существовать могущим, и что впредь принадлежать отныне не буду».

В 1835 году Иван Гончаров познакомился с семьей Майковых, куда он пришел преподавателем словесности, эстетики и латыни, но быстро стал другом семьи, завсегдатаем их художественного салона. Он стал там одним из главных законодателей литературного вкуса, одним из создателей рукописного журнала «Подснежник». Со временем служба стала тяготить Гончарова, она не удовлетворяла его и мешала отдаться всей душой писательству, а он уже работал над романом «Обыкновенная история». Его появление в печати произвело в Питере фурор — имя тридцатипятилетнего прозаика, еще недавно известное узкому кругу столичных литераторов, приобретало все более широкую известность. И вдруг новый поворот: кругосветное путешествие! Товарищ министра народного просвещения предложил Аполлону Майкову плыть на военном фрегате «Паллада» в Японию секретарем начальника экспедиции адмирала Путятина. Майков отказался, а Гончаров вызвался сопровождать адмирала. В кратчайший срок он собрал ворох необходимых бумаг, заручился необходимыми рекомендациями, а главное — произвел хорошее впечатление на адмирала, который дал свое «добро» на назначение Гончарова секретарем на два года плавания.

-4

Мыс Доброй Надежды, Мадера, острова Зеленого мыса, Индонезийский архипелаг, Сингапур, Гонконг, Япония, Китай испанская Манила, Корея… Описание путешествия Гончарова в книге «Фрегат «Паллада». Очерки путешествий» — это не только образец реалистической прозы, но и единственная своего рода хроника политико-экономических процессов того времени в Африке и Азии.

Прощаясь со своими спутниками по морской одиссее, Иван Александрович подарил им три тысячи сигар высшего сорта, купленных впрок в Маниле. А жителям одного из первых поселений в Татарском проливе подарил книги своей походной библиотеки. Возвращение в Петербург было долгим. В Якутске Гончаров задержался на два месяца, ожидая, пока замерзнет река Лена. Встречаясь с купцами, инженерами, добытчиками пушнины и землепашцами, он не уставал поражаться, какая огромная работа проделана в освоении Восточной Сибири. Приятно удивился, узнав, что на всем пространстве к востоку от Якутска запрещена продажа спиртного. Познакомившись с преосвященным Иннокентием Вениаминовым, проложившим тракт от Якутска до Аяна, узнал, что он издал алеутский букварь, составлен алфавит для якутов, готовится к изданию якутская грамматика, подготовлена грамматика тунгусского языка и тунгусско-русский словарь. В Иркутске Гончаров перебывал у всех декабристов. Князь С.Г. Волконский оставил отзыв о Гончарове как об умном и увлекательном рассказчике. Побывал писатель и в родном Симбирске.

В Петербурге у Майковых он встретился с Елизаветой Васильевной Толстой, которую помнил еще четырнадцатилетней девочкой.

-5

Безответная любовь к красавице с лицом мадонны доставила Гончарову сердечную муку. Ей льстило внимание знаменитого писателя, который засыпал ее письмами, посылал ей главы своего нового романа, но не решался напрямую рассказать о своих чувствах. Надежды на семейное счастье рухнули, когда Гончаров узнал о готовящейся свадьбе Е.В. Толстой с А.И. Мусиным-Пушкиным, которые, как оказалось, давно любят друг друга. По иронии судьбы именно Гончарова попросили похлопотать перед Синодом, чтобы было дано разрешение на их брак, поскольку они были двоюродными братом и сестрой. Писателю на память осталась фотография любимой и пачка ее писем. Он смирился с тем, что обречен на одиночество, и ушел с головой в работу — он получил новую должность литературного цензора Петербургского цензурного комитета.

-6

В начале лета 1857 года Гончаров получает четырехмесячный отпуск и отправляется на курс водного лечения в Мариенбад, где в творческом порыве работает над романом «Обломов». В одном из писем из Мариенбада Гончаров признавался: «Я писал как будто по диктовке. И право, многое явилось бессознательно; подле меня кто-то невидимо сидел и говорил мне, что писать».

Гончаров совершает путешествие по Рейну, затем приезжает в Париж, на второй день разыскивает Тургенева и приглашает его на чтение глав «Обломова. Узнав, что в его отеле живет Боткин и только что отпраздновавший свою свадьбу Фет, писатель приглашает на чтение и их. Гончаров счастлив: первые слушатели «Обломова» в один голос предвещают роману громкий успех.

В 1860 году в «Современнике» был опубликован фрагмент уже начатого Гончаровым романа «Обрыв», работа над которым затянулась почти на двадцать лет. Одной из причин стала многолетняя распря с Тургеневым. В разные годы Тургенев весьма решительно ссорился с Л. Толстым, с Достоевским, Добролюбовым, Фетом, однако ссора Тургенева с Гончаровым уникальна в своем роде. Иван Александрович увидел в подготовленном к печати романе «Дворянское гнездо», а потом и в «Накануне» целый ряд заимствований образов и сцен своего произведения о Райском, о подробном плане которого он не раз рассказывал Тургеневу и обсуждал его с ним. Дело дошло до третейского суда, который предложил примирительную формулу, что не удовлетворило ни Тургенева, ни Гончарова, но именно Тургенев произнес: «Прощайте, Иван Александрович, мы видимся в последний раз!»

-7

В 1863 году И.А. Гончаров пожалован в действительные статские советники и был назначен членом Совета министров по делам книгопечатания. В конце 1867 года он выходит в отставку. С пугающей быстротой неотвратимо сужался круг родных, друзей и близких Гончарова. Писатель дарит Карамзинской библиотеке в Симбирске свою личную библиотеку. Здесь книги с дарственными надписями ему от Островского, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Тютчева, Фета, А. Майкова и многих других. Гончарову тяжело было видеть напоминание о тех, кто ушел, он все чаще задумывался о том, сколько ему самому отведено быть на этом свете.

В 1878 году у Гончарова, закореневшего холостяка, вдруг образовалась семья. От тяжелой болезни скончался его слуга, у которого осталась жена и трое маленьких детей. Вспомнил ли Иван Александрович свое детство без отца и крестного, моряка Трегубова, сделавшего так много для него, или своего Илью Ильича Обломова, пригревшего детей вдовы Пшеницыной, но решение было принято: Гончаров оставил семью слуги в своей квартире и стал помогать своим домочадцам, окружил детей любовью и лаской.

-8

Он хлопочет об определении старшей девочки в училище, уступает право на издание «Фрегата «Паллада» крупному книготорговцу, чтобы обеспечить до конца образование своей любимицы. Он помогает ей делать уроки, занимается и с младшими, заботится о религиозном воспитании детей. Равнодушие к вопросам веры он считает большой опасностью, по его убеждению, лишь крепкая вера может противостоять распаду общественных устоев.

Забота о детях придавала Гончарову силы. На его глазах старшая оканчивает педагогическое училище, другая девочка добралась до высшего класса гимназии. Годы, конечно, брали свое. Дети, которых он столько лет поддерживал, теперь поддерживают его — после двух апоплексических ударов они водят его под руки по дорожкам на прогулке.

-9

В 1891 году на 80-м году жизни он тяжело заболел воспалением легких. Навестившему за день до его смерти А.Ф. Кони Гончаров сказал: «Сегодня ночью я видел Христа, и Он меня простил». Писатель скончался 15 сентября, похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры.