Найти тему

Немного из истории контент-анализа

Контент-анализ отличается от традиционного анализа документов тем, что изучение уже существующих документов происходит качественно и количественно. Соответственно, определение метода включает эти особенности. Контент-анализ – это формализованный метод качественно-количественного анализа уже существующих текстов.

Его еще называют называют методом выявления и оценки специфических характеристик текста, дающий возможность от этих текстов вернуться к той реальности, которую они ( тексты) отражают. Это объективный метод. Контент-анализ представляет собой строгое исследование текстовых материалов, массивов в целях выявления и измерения интересующих исследователя библиотечных тенденций. Причем эти тенденции должны быть репрезентативны. Контент-анализ предполагает возвращение от текстов к реальной жизни, к той реальности, которая окружает эти тексты.. В процессе контент-анализа важно, чтобы выборка литературы , текстов отражала генеральную совокупность. Необходима репрезентативная выборка. Генеральная совокупность – тот объект( явление, событие, массив документов), который изучается в пределах, очерченных программой. Часть объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения называется вторичной совокупностью.

В контент-анализе анализируется не один текст, а репрезентативная совокупность текстов. Репрезентативная совокупность текстов дает возможность до минимума уменьшить субъективизм. Специфическая характеристика текста – это те значимые части его, которые важны для исследователя по теме исследования.

Как проводить контент-анализ? Алгоритм метода контент-анализа: определить тему, отобрать круг литературы по теме, интересующей исследователя, определить, что необходимо искать в текстах, т.е единицы анализа ( или единицы наблюдения, составить таблицу этих единиц наблюдения, подготовить аналитические карточки наблюдения и общие карточки с кодами единиц наблюдения, таблицы для отражения количественных результатов.Завершается обычно графиками, таблицами, гистограммами, показывающими как это происходит. Трудности метода заключаются в том, что не всегда называются единицы наблюдения, исследователь оперирует уже готовым текстом.

С помощью контент анализа можно проанализировать развитие разных теоретических подходов за определенный период.

До того, как контент-анализ сложился как самостоятельный метод его элементы и некоторые приемы успешно применялись в книговедении, библиотековедении, биюлиографоведении и информатике.

-2

В 1889 г Н.А.Рубакин составил список из 1500 наиболее распространенных («легких») слов и установил трудность того или иного текста по степени расхождения словарного состава текста со словарем, включенным в его список.

-3

Я.М.Шафир одним из первых применил метод контент-анализа для оценки возможностей художественной литературы как источника библиографической информации. На материале анализа произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Гончарова, Горького он показал эволюцию читательских типов, выделив при этом два аспекта : что читал литературный герой и какое воздействие на него оказывало прочитанное произведение.

Итак, контент -анализ позволяет выявить закономерности, нашедшие отражение в выбранных для анализа текстах: и то, что существует в тексте , и то, что будет существовать после прочтения, т.е установить воздействие текста на читателей за определенный период времени.

Контент-анализ, несмотря на то, что считается довольно точным методом, не лишен недостатков. Один из них - ограничения, связанные с количеством отобранных для анализа текстов. Другой - отражение действительности через мнение создателя документа. Метод не отвечает на вопросы, что и как происходит в реальной действительности.

Более подробно в Методологическом практикуме автора в 4 частях ( издательства Директ-Медиа)

Фото из открытых интернет-источников.