Найти в Дзене
Павел Рябчиков

У последней черты и по ту сторону, или Бессилие репетиторов, и кто за него расплачивается

Хотел вместо слова "бессилие" написать "косяки", но пусть уж жаргонизмы будут в тексте. А то опущусь до того, что буду совсем кликбейтную дрянь писать типа "Как онлайн-репетитору заходить в хату" или "Живём по понятиям: понятие таблицы умножения и как его понять". Я писал уже об учениках. которых запросто могу бросить в чистом поле, ибо достали, а так же о других, которые, похоже, достали других, а я согласился за несколько дней до экзамена на них подзаработать. Когда я задумывал эту статью, я почему-то вспомнил о наследии товарища Платона, того самого, из Греции не очень новой. Из его диалогов "Тимей" и "Критий" мы узнали про демократию, Атлантиду и каким надо быть, чтобы тебя уважали. По его, Платона, мнению, конечно. Поэтому статью я решил тоже оформить в виде диалогов. Диалог первый. Что ж ты, фраер, сдал назад Почему мы отказываемся от учеников? Собственно, о том самом бессилии, о котором в заголовке статьи упомянуто. Как понять, что пришла пора отказаться, если почему-то не сдела

Хотел вместо слова "бессилие" написать "косяки", но пусть уж жаргонизмы будут в тексте. А то опущусь до того, что буду совсем кликбейтную дрянь писать типа "Как онлайн-репетитору заходить в хату" или "Живём по понятиям: понятие таблицы умножения и как его понять".

Я писал уже об учениках. которых запросто могу бросить в чистом поле, ибо достали, а так же о других, которые, похоже, достали других, а я согласился за несколько дней до экзамена на них подзаработать. Когда я задумывал эту статью, я почему-то вспомнил о наследии товарища Платона, того самого, из Греции не очень новой. Из его диалогов "Тимей" и "Критий" мы узнали про демократию, Атлантиду и каким надо быть, чтобы тебя уважали. По его, Платона, мнению, конечно. Поэтому статью я решил тоже оформить в виде диалогов.

Результат генерации по запросу "Древнегреческий онлайн-репетитор в хитоне, лавровом венке на голове и с лирой в руках", стиль: anime ЛИРА ГДЕ, ГРАЖДАНИН КАНДИНСКИЙ???
Результат генерации по запросу "Древнегреческий онлайн-репетитор в хитоне, лавровом венке на голове и с лирой в руках", стиль: anime ЛИРА ГДЕ, ГРАЖДАНИН КАНДИНСКИЙ???

Диалог первый. Что ж ты, фраер, сдал назад Почему мы отказываемся от учеников?

Собственно, о том самом бессилии, о котором в заголовке статьи упомянуто.

Как понять, что пришла пора отказаться, если почему-то не сделал этого раньше?

Я прекращаю работу с учеником, когда он:

  • систематически "забывает" прийти на занятие;
  • регулярно делает вид, что первый раз видит материал, разобранный до этого несколько раз;
  • вдруг вздумывает хамить (было дважды за всю практику, но всё же);
  • платит за занятия с опозданием и после напоминаний (предоплата решила этот вопрос, но у некоторых есть такая склонность);
  • действительно необучаем.

Как сказать ученику и родителям, что занятий с учеником больше не будет?

Директивно. Сообщением. Не дожидаясь ответа. Звонить в этих случаях - это тратить без толку время. Вам начнут возражать, угрожать, умолять, не брать трубку, нести чушь. Я предупреждаю обо всех своих условиях при знакомстве. То есть, родители в курсе, хотя, конечно, могут и глазками хлопать, и к Высокому Званию Учителя взывать. Кстати, думаю добавить к этим условиям хронически сопливые носы и курение вейпа во время занятий. "На первый раз" никого не прощаю. Есть вещи, которые недопустимы. И не заслуживают даже разовой поблажки. ИМХО.

Пусть бесплатно в школе учатся.

Результат генерации по запросу "Ленивый и безнадёжный ученик вылетает со свистом выпучив глаза из моего личного пространства", стиль: 4k
Результат генерации по запросу "Ленивый и безнадёжный ученик вылетает со свистом выпучив глаза из моего личного пространства", стиль: 4k

А не боитесь так всех учеников растерять?

Ха-ха. Если честно, всё сильнее крепнет чувство, что многим ученикам, да и родителям тоже, иногда надо просто прописывать ежедневную мозгоклизму с горьким сарказмом, троллингом и лютым стёбом. И давать столько нагрузки, чтобы хотелось в школу детям и на работу родителям. Недавно узнал, что для одной ученицы я слишком мягко объясняю, и чересчур уж разжёвываю (несмотря на неплохие способности девочки, она иногда не с первого раза понимает материал). Мама сказала, что дитя хочет после занятий чувствовать себя безнадёжно тупой. Хотя всё остальное нравится. Хотите хардкора? Будет.

Другой ученик при знакомстве пожелал, чтобы ему давали жёсткие инструкции, что ему не по душе творческий подход и прочее такое. Два раза ха-ха. Вы ещё не пробовали осваивать, например, рекурсивные алгоритмы в моём исполнении. В армию захотите, юноша. В спецназ. Там легче. Хотя у меня безопаснее.

Часто отказываетесь о учеников?

За всю практику - раз двенадцать. Примерно столько же слились сами. Работаю долго, так что это бывает редко. И да, не могу назвать это приятным или лёгким процессом. Но после действительно становится легче. А пустота в расписании заполняется достаточно скоро.

Диалог второй. Навозну кучу разрывая... Зачем и почему мы берёмся за учеников, от которых отказались другие репетиторы?

Многие не берутся и, чаще всего, абсолютно правильно делают. Нервы и здоровье дороже. Но иногда бывает нужно, и часто не из-за денег.

Экспресс-подготовка к экзамену - это хорошо или плохо?

Если человек вынужден срочно готовиться, он должен трезво оценить свои возможности.

Большинство учеников делать этого не умеет, у студентов это получается чаще. Ненамного.

Обучение методом погружения - вещь хорошая для тех, кто интересуется предметом. Большинство профессиональных тренингов (я не имею в виду всяких псевдокоучей, фигоучей и прочих инфодрадануданай), например, психотерапевтические методы или продажи. Для тех же, кто учится в современной школе - это ад. Они и с меньшей-то нагрузкой учиться не привыкли. В большинстве случаев эффективность такой экспресс-подготовки - процентов сорок максимум. Хотя есть и обратные - штучные! - примеры. Для нормально учившихся весь год непосредственно перед экзаменом нужно передохнуть. Однако для тех, кто весь год пропинал, экспресс-подготовка - единственный выход. И тут не до сантиментов. Во время экспресс-подготовки стоит забыть про "индивидуальный подход", "воспитание любви к предмету", "инклюзию" и прочую глупость. Есть предмет, который нужно освоить. Ученик либо включается и работает в вашем ритме, либо ищет волшебника дальше.

С чем сталкиваешься, когда берёшь учеников за месяц-два, а иногда и пару недель, как я в этом году?

Чаще всего - с паршивой подготовкой. Почти все приходят, понятное дело, после репетиторов, которые от них отказались по тем или иным причинам. И вот тут возникают вопросы. К ученикам - риторические, на них они ответить не могут Типа "какого лешего?", "чем ты раньше думал?", "почему не в последний день перед экзаменом?" и так далее. А вот к коллегам-репетиторам - вполне конкретные. К примеру, ученик, которого я взялся подтянуть (вчера было последнее занятие с ним, ффффухххх, что будет дальше - придумаем), обнаружил абсолютное незнание основополагающих вещей. Зато якобы умеет решать аж четырнадцать заданий (в реальном времени я проверять не стал, испугался, но данный на дом вариант ЕГЭ он решил именно в таком объёме). Систем счисления не знает вообще, про логику не слышал, электронные таблицы открывал раза три в жизни до этого. А те задания, которые он решать МОЖЕТ (будем так считать), вообще-то, потруднее. И да, если бы он знал то, о чём я говорю, то он мог бы понять, как решить ещё как минимум пять-шесть заданий. А это уже вполне приятный балл для большинства. Юноша мне поведал, что для перевода чисел, например, в двоичную систему счисления с прошлым репетитором они пользовались калькулятором. На мой вопрос о том, как он планировал принести на экзамен калькулятор, внятного ответа не прозвучало.

Алло, коллега, а сами-то вы знаете предмет, по которому готовили парня к ЕГЭ? Или для вас тоже вот эти вещи, зная которые, пишешь код определённо лучше и понятнее, являются "чёрным ящиком"?
Так бывает, когда преподавать берётся, допустим, студент-недоучка, который и сам-то далеко не специалист. И сливаются такие репетиторы, чуть только стоит запахнуть жареным. Их даже не надо доставать тупостью и ленью.

Как бы то ни было, я за полторы недели добился от парня уверенного решения пяти заданий, которых он раньше решить не мог. Дырочку для ордена в броне могу вполне начинать сверлить, потому что рассчитывал всего на три.

Результат генерации по запросу "Орден Сутулова с закруткой на спине", стиль: 4k Обалдеть. Вот чего не ожидал, так это того, что Кандинский не имеет понятия об орденах и медалях.
Результат генерации по запросу "Орден Сутулова с закруткой на спине", стиль: 4k Обалдеть. Вот чего не ожидал, так это того, что Кандинский не имеет понятия об орденах и медалях.

А толковые дети обращаются за месяц до экзамена?

Иногда, редко, звонят и пишут сами ученики, а не родители. Это маркер, по которому можно отличить более-менее соображающих. Самостоятельность - большое дело. Во время знакомства эти дети неплохо презентуют свои достижения, но, имея бессистемную подготовку (о школьном обучении информатике у меня противоречивые источники сведений, но все заслуживают доверия), допускают ляпы там, где не сделали бы, зная некоторые базовые вещи. Доучить их, как правило, нетрудно. Однако, бывает и так, что хочет ученик, допустим, только вторую часть, там одно программирование сплошное. А выясняется, что в половине заданий первой части он тоже плавает пузом кверху. И приходится сначала начинать, а время упущено.

Что, кроме денег, даёт репетитору такая работа в предэкзаменационную пору?

Избавляемся от ненужной рефлексии. Как правило, успешно повышаем цену на услуги. Вырабатываем новые приёмы и навыки преподавания. Перестаём жалеть тех, кто в жалости не нуждается. И всех остальных тоже. Начинаем трезво оценивать собственный уровень и возможности. Открываем способности к самоорганизации. Увереннее планируем расписание, в том числе на следующий год. Начинаем понимать, что настоящий гуманизм - это совсем не попонькины целовашки, а иногда и хирургия без наркоза.

Учитель - настоящий - это проводник к знаниям. Как Гермес Тримегист, эллинский бог, который отвечал в том числе и за тайные знания. Репетитор - тоже.

Только был там, в их мифологии, ещё один проводник. Который на лодке перевозил через одну речку. Вот я им себя иногда чувствую.
Вот так примерно.
Вот так примерно.
Или даже вот так. Результат генерации по запросу "Онлайн-репетитор в роли Харона", стиль: 4k
Или даже вот так. Результат генерации по запросу "Онлайн-репетитор в роли Харона", стиль: 4k

Да пребудет с вами сила, обнимаю.

Ваш Пал Саныч Рябчиков