Помните монолог главной героини фильма «Старшая сестра» на вступительных экзаменах в театральный? Тот самый, потрясающе сыгранный Татьяной Дорониной,
Театр - это храм, это подлинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, забываете о житейских отношениях, здесь ваше холодное я исчезает, растворяется в пламенном эфире любви. Если вас мучит мысль о трудном подвиге вашей жизни и о слабости ваших сил, здесь вы её забудете. Если когда-нибудь ваше душа жаждала любви и упоения, в театре это жажда вспыхнет в вас с новой неукротимой силой. Если когда-нибудь в ваших мечтах мелькал пленительный образ, забытый теперь вами, забытый как мечта несбыточная, в театре этот образ явится вновь и вы увидите его глаза, устремлённые на вас с тоской и любовью..
Ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете..!"
Так написал Белинский о театре и театралах 19-го века.
Сегодня театр, зрители и актёры изменились. Времена – а с ними и театр - изменились так, что театр зачастую не на храм похож, а на общественную баню или пивную.
Это в советские, столь яро охаиваемые ныне времена, люди шли в театр, как на праздник. И одевались празднично, и настроение было праздничным – они шли в храм искусства.
И репертуар соответствовал тому праздничному настроению публики.
Театр чаще всего не обманывал ожиданий зрителей. Актёры в театре не работали, а служили. Служили искусству.
Сейчас всё поменялось.
И театр перестал быть для зрителей праздником – туда можно и в кроссовках, и в джинсах, даже рваных – мода такая.
И репертуар, с помощью новомодных авторов и режиссёров таков, что в приличных семьях театральные постановки и обсуждать порой бывает стыдно.
Театральное новаторство, показанное в фильме «Двенадцать стульев» - постановка «Женитьбы» Гоголя и в фильме «Забытая мелодия для флейты» - самодеятельная постановка «Ревизора» того же автора – это детский лепет в сравнение с тем, что порой ставят новомодные «гении» сегодня.
Да и артисты чаще всего в нынешнем отечественном театре зарабатывают, а не служат в «храме».
Не случайно в телепрограмме «Однажды...» всё больше о материальном успехе героев программ рассказывают, о том, как они, приехав из провинции в столицу, добились материального благополучия (телекамера показывает тот самый успех и благополучие).
Одним словом театральные и околотеатральные нравы резко изменились. Не в лучшую сторону.
Потому-то
Зрительницу спектакля «Лебединое озеро» в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, распылившую в зале перцовый баллончик, арестовали на семь суток.
Суд, изучив показания всех свидетелей, пришел к выводу, что Богданчикова, помимо применения баллончика, "выражалась грубой нецензурной бранью", "устроила скандал, оскорбительно приставала к гражданам, размахивала руками".
В результате распыления перцового баллончика за медицинской помощью обратились три человека.
А через неделю узнаём, что
Театр Ермоловой отменил спектакль «(Не) идеальный че» с участием актрисы Кристины Бабушкиной, которую задержали в Москве, сообщается на сайте театра.
Стали известны подробности инцидента, в который 16 июня попала звезда сериала «Беспринципные» Кристина Бабушкина.
Как удалось выяснить «МК», 42-летняя актриса на пассажирском сиденье передвигалась в «Мерседесе», которым управлял ее супруг Андрей Гацунаев. На улице Коровий Вал машину остановили сотрудники ДПС – полицейским показалось, что водитель пребывает в странном состоянии. Возник конфликт, в ходе которого супруг актрисы укусил за руку полицейского.
Позже в «Мерседесе» сотрудники нашли 0,5 грамма кокаина в пакетике. Актрису и ее мужа задержали.
Может быть, Виссарион Белинский был провидцем – не в переносном смысле, а в самом прямом, предвидел: «Ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём…». От агрессивных зрителей можно и погибнуть.
А вся беда, на наш взгляд, заключается в том, что государство устранилось и от воспитания людей, начиная со школьной скамьи, и от активного покровительства культуре. Всё пущено на самотёк, на авось, отдано на откуп системно насаждаемому дурновкусию.
Как тут не вспомнишь того самого вождя, который сам регулярно ходил в Большой на оперные спектакли, неоднократно смотрел в МХАТе спектакль «Дни Турбиных», и просматривал все новые отечественные кинофильмы.
Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.
Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.