Найти тему
АиФ–Тюмень

На вкус и цвет. Тюменский кавист о тонкостях профессии

Оглавление
   На вкус и цвет. Тюменский кавист о тонкостях профессии
На вкус и цвет. Тюменский кавист о тонкостях профессии

Сейчас у вчерашних школьников пора вступительных экзаменов и выбора профессии, среди которых есть такие, которым не учат в классических колледжах и университетах. Например, профессии кависта. О том, в чем особенности этой редкой специальности, узнал корреспондент tmn.aif.ru

Почти как в IT

Тюменка Юлия Нечайкина вот уже три года работает кавистом (специалист по алкоголю, - прим. ред.), разбираясь не только в вине, но и помогая это делать другим людям. Хотя еще три года назад она и не предполагала, что станет одним из лучших в профессии. Да и само слово «кавист» ей, программисту по образованию, ни о чем не говорило.

   Юлия уже три года помогает людям разбираться в напитках. Фото:  АиФ/ Нина Худякова
Юлия уже три года помогает людям разбираться в напитках. Фото: АиФ/ Нина Худякова

Все решил непростой 2020 год, когда Юлия, устав от однообразной работы сотрудника по продажам и обслуживанию IT-оборудования, стала подыскивать себе новую работу и сферу деятельности.

«Как это обычно бывает, захотелось чего-то нового, больше общения. Поэтому я решила кардинально сменить профессию. Однако это оказалось не так быстро и просто. При очередном просмотре вакансий мне попалось на глаза незнакомое слово «кавист». Я загуглила, поняла, что это очень интересно и отправила свое резюме. В итоге успешно прошла собеседование и стажировку, и вот я уже три года в профессии», – улыбаясь говорит девушка.

«Здесь, помимо коммуникации, ты постоянно приобретаешь новые и интересные знания. Также в этой профессии меня привлекает продвижение культуры пития, возможность вести дегустации, чтобы развивать не только свой вкус, но и вкус окружающих. Моя профессия – своего рода путешествие, не выходя из дома. Ведь ты изучаешь не только виноделие других стран, но и их климат, историю. Ты также можешь путешествовать по миру и в реальности, посещая выставки, участвуя в дегустациях напитков, обмениваясь опытом и участвуя в профессиональных конкурсах», – добавляет тюменка.

Юлия отмечает, что несмотря на радикальную смену профессии, сфера IT и винная сфера в чем-то похожи. И там и там каждый день появляются новинки, которые ты обязан изучить, иначе выпадешь из темы.

Лекция для семьи

По сути, в профессию девушка пришла с нуля. Освоить все навыки кависта помогло корпоративное обучение в оффлайн-формате. Пришлось изучать не только теоретическую часть, но и навыки продаж.

«На самом деле, это очень интеллектуальная профессия, которая требует отличной памяти, воображения, усидчивости, знания географии, истории, этикета, селекции, иностранных терминов, психологии, ведь приходится много общаться с людьми, изучать основные страны и регионы, где производят вино, международные сорта винограда, особенности терруаров – совокупности породы, климатических условий, высоты виноградников и т. д. Обучение занимает 3-4 месяца», – делится наша героиня.

Для получения профессии кависта можно обращаться и в профильные школы, среди них есть и международного уровня. У них также доступны онлайн-обучения. На выходе ученикам выдаются сертификаты, одобренные международной ассоциацией сомелье. Знаниям в этой сфере нет предела, нужно постоянно прокачивать свои скиллы.

Тюменка не скрывает, что столкнулась и с трудностями после смены престижной сферы деятельности на малознакомую, да еще и такую специфическую для небольшого города.

«Мне не было страшно начинать, ведь я по натуре своей открытый и любознательный человек. Да и на первых порах новый коллектив очень поддерживал. Небольшие сложности возникли со старшим поколением в моей семье. Понадобилось время, чтобы донести до страших, чем я сейчас занимаюсь. И убедить их в просветительской миссии моей профессии. Ведь большинство негатива в мире из-за недостатка знаний и информации. Даже пришлось собрать семейный совет. На нем я рассказал об особенности профессии, о карьерном росте, показала сертификат после обучения. Только после этого все успокоились», – говорит Юлия.

Девушка говорит, что сейчас родные просят совета, какой напиток лучше приобрести на праздник и даже гордятся ее выбором. Теперь они понимают, почему в магазинах у вина такой разброс цен.

Не путать с сомелье

Нередко Юлию спрашивают, кто такой кавист, и в чем разница между ним и сомелье.

Последние работают в ресторане.

«Кавист работает в винном бутике, где ассортимент продукции гораздо шире. Здесь нужно знать не только топы продаж, но и уметь подобрать описание к любому виду напитков. Ведь клиент может спросить, например, о вине, которого у нас нет в наличии. Но если ты знаешь все известные марки, быстро найти о них информацию, если у клиента есть фото, то по ней должен определить, что за регион, из чего сделан напиток, то можешь подобрать замену», – говорит девушка.

   Умение разбираться в бокалах - не менее важный навык для специалиста. Фото:  АиФ/ Нина Худякова
Умение разбираться в бокалах - не менее важный навык для специалиста. Фото: АиФ/ Нина Худякова

По факту, в ассортименте винотеки может быть около 2 тыс. позиций. А если учитывать вина под заказ, то это 3-4 тыс. позиций, в которых кависты должны разбираться хотя бы на минимальном уровне. Как говорит тюменка, сомелье – больше практики, а кависты – теоретики.

По словам Юлии, дегустация – это неотъемлемая часть профессии как кависта, так и сомелье.

«Обоняние и вкус – это навыки, которые нужно тренировать каждый день. Это не так сложно, главное – пробовать и нюхать все вокруг, например, лизнуть деревянную ложку, попробовать почку черной смородины. Все это поможет при описании напитка. И в этом ничего странного нет. Важно не только пробовать все вокруг, но и запоминать и систематизировать запахи и вкусы. Например, нюхать специи отдельно, а потом пробовать их смешивать и разбирать их в сочетании», – добавляет специалист.

Ведь в описании к вину можно встретить такие словосочетаний, как «табачный лист», «тон дуба», «тон подлеска». Последний означает запах мокрой листвы в осеннем лесу. Нужно, чтобы такие понятия были понятны специалисту.

«Развить навыки мне помогали практические занятия. Поначалу я читала описания к вину, которое хочу попробовать. Затем смотрела, какие тона там представлены. И, потом к этому описанию покупала, к примеру, свежие апельсины, яблоки, лимон, т. е. пыталась подобрать то, что будет сочетаться с ароматикой, чтобы это в дальнейшем помогало ее считывать», – отмечает кавист.

Стоит понимать, что у каждого человека разный дегустационный опыт, разный формат запоминаний ароматов. Ведь обоняние связано с мозгом на эмоциональном уровне.

«Например, нередко в описании напитка говорится о нотках минеральности. Для кого-то это мел, кто-то представляет соленые нотки, а кто-то – мокрый морской камушек. И это не ошибка, так как все об одном и том же», – говорит Юлия.

Это страшное слово «паросмия»

Специалист говорит, что профессия во многом помогает посмотреть на некоторые продукты по-новому. Например, с развитием обоняния ей стали нравится оливки. Однако в жизни девушки был момент, когда она не на шутку испугалась, что больше не сможет быть кавистом.

«У меня возникла паросмия – искажение запахов и вкусов. Такое пришлось пережить после ковида. Я в принципе не могла переносить некоторые продукты. Например, сырой картофель или красное мясо. На работе не могла участвовать в некоторых дегустациях, потому что к некоторым красным винам было жесткое отторжение», – вспоминает эксперт.

   Кавист может с толкнуться с парасмией - искажением запаха и вкуса. Фото: ru.freepik.com/ benzoix
Кавист может с толкнуться с парасмией - искажением запаха и вкуса. Фото: ru.freepik.com/ benzoix

Восстановиться помогли уроки по развитию обоняния – девушка нюхала специи, фрукты и овощи, меняла продукты в блюдах, изучала новые рецепты. Говорит, что это было похоже на то, как в детстве ты первый раз пробуешь лимон. С того времени она полюбила азиатский стиль в блюдах – острое и соленое с добавлением соевого соуса.

«Да, есть мнение, что сомелье и кавистам нельзя есть слишком контрастные блюда, чтобы не нарушить рецепторы. На самом деле, жестких ограничений нет. Важно знать меру», – делится Юлия.

Не обходится и без некоей профдеформации, которая, скорее умиляет окружающих.

«Иногда начинаешь сыпать терминами в разговоре, например, «перляж», «батонаж», «танины» и т. д. Бывает, сидя с друзьями по полчаса готова описывать цвет, ароматику напитка, его послевкусие, доказывать, что шардоне из Бургунди – это самое лучшее, что есть на свете, а все остальное – так себе. Но здесь важно также не заходить слишком далеко, чтобы не прослыть занудой или снобом», – улыбается девушка.